English version

Русская версия


Драматург А. Строганов А. Строганов
НОВОСТИ    ОБ АВТОРЕ    ТЕКСТЫ    ФОТО    ПРЕССА    ПАРАРЕАЛИЗМ

Сайт драматурга А. Строганова / Об авторе

Строганов Александр Евгеньевич


Строганов Александр Евгеньевич. Род. 29. 11. 1961 года в Барнауле.

Драматург, поэт, писатель, член Союза писателей, Союза литераторов России, член Русского ПЕН-центра.

Доктор медицинских наук. Директор института клинической психологии, профессор кафедры психиатрии Алтайского государственного медицинского университета.

Создал оригинальное направление в психотерапии – Трансдраматическую терапию, представляющую собой универсальную схему трансформаций театральных систем в психотерапевтические методы. В рамках трансдраматической терапии на базе театральной системы Б. Брехта разработал метод эпической (описательной) терапии, на основе театральной системы К. С. Станиславского – метод действенно-аналитической коррекции, на базе театрального учения М.А. Чехова – метод коррекции атмосфер.

Литературной деятельностью занимается более 30 лет.

Лауреат поэтического фестиваля «Мастерские модерна» 1997 г., лауреат Демидовской премии в области литературы 2000 г., лауреат премии за достижения в области драматургии «Действующие лица» 2008, победитель Открытого международного поэтического конкурса «Золотая строфа 2009», лонг-лист премии «Нацбест 2019», Лауреат премии Ю. Мамлеева, 2019, лонг-лист премии «Независимое искусство 2019» (За роман «Стравинский»), лауреат премии Иннокентия Анненского 2020. Автор более 60 пьес.

Произведения А. Строганова публиковались в журналах и альманахах «Арион», «Странник», «Сюжеты» (Москва); «Алтай» (Барнаул); «Розмысл» (Бийск); «Театр» (Москва); «Балтийские сезоны» (Санкт-Петербург), «Современная драматургия» (Москва) и т.д.

В 2003 году пьеса «Орнитология» в переводе Е. Чеха вышла в литературном журнале «Диалог» (Польша).

А. Строганов автор сборника поэзии «Мелос» (Барнаул. 1980); книги «Excentrique» (Барнаул. 1993); «Книга стихов и пьес» (Москва. 2002); «Каденции» (Барнаул. 2004); «Иерихон» (Барнаул 2007); «The Jester’s Chess» (Samara-Runcorn 2007), «Four оn the very top of the tower of Babel» (Samara-Runcorn 2008), «Selected Plays» (Authorhouse Publishing 2011) Великобритания, роман «Купание Ягнатьева» (Za-za, Дюссельдорф, Герма-ния 2012), «Удильщики милостью Божьей» (Za-za, Дюссельдорф, Германия 2012), сборник стихов «Пианизм» (Za-za, Дюссельдорф, Германия 2013), роман «Суглоб» (Za-za, Дюссельдорф, Германия 2014), роман «Купание Ягнатьева» (Новая редакция, Za-za, Дюссельдорф, Германия 2016), Собрание сочинений в 10-ти томах (Ridero 2017), Роман «Стравинский» (Ridero 2018), сборник «Стихи» (Ridero 2020).

Переводы пьес Строганова на английский язык осуществляют Надежда Рогожина и Дэвид Райт.

В 2008 году в издательстве «Наука и техника» (СПб) вышла книга А. Строганова «Психотерапия на базе театральных систем», в 2011 году - монография «Трансдраматическая психотерапия» (LAP LAMBERT, Гер-мания).

Во вступлении к книге «Каденции» Н. Садур пишет: «Пьесами Александра Строганова наслаждаешься. Так в юности я наслаждалась Гофманом и Гауфом. Писатель Строганов проник в «тонкие миры». Где он там бродит, я не знаю. Но сюда, к нам он выносит небывалые сумеречные цветы, на которые можно глядеть и глядеть, не отрываясь. Для этого сцена театра. Этот писатель навсегда в русской литературе».

Направление в литературе, разрабатываемое Строгановым обозначено критикой парареализмом.


В 80-х годах пьесы А. Строганова «Дверь», «Четверо на самом верху Вавилонской башни», «Придумайте пивную» были поставлены на сценах молодежных театров «ПЛОТ» и «Мастерская 21».

В 1998 году пьеса А. Строганова «Орнитология» была представлена на национальной конференции драматургов в театральном центре Ю. О’Нила США (Реж. К. Нерсисян).

В 1998 году состоялась премьера спектакля «Интимное наблюдение» по пьесе А.Строганова «Орнитология» в МХАТ им. А.П. Чехова. (Реж. А. Дзекун). Тогда же состоялись встречи с О.Н. Ефремовым, которые автор считает определяющими в своей творческой биографии.

В 1999 году осуществлена постановка пьесы «Орнитология» в Александринском театре г. Санкт Петербурга (Реж. Р. Смирнов).

В 2000 году пьеса «Лисицы в развалинах» поставлена в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина (Реж. К. Нерсисян).

В 2002 году «Орнитология» поставлена в московском «Театре без вывески» (Реж. М. Дроздова), «Лисицы в развалинах» - в московской антрепризе «Театральный Особнякъ» (Реж. А. Наумов), «Дивертисмент» в Барнаульском муниципальном театре «Подвал» (Реж. С. Куц).

В 2003 году состоялись премьеры спектаклей «Шахматы шута» в «Театре без вывески» (Москва) в постановке М. Дроздовой, «Чайной церемонии» в Старом театре (Москва) Реж. К. Нерсисян, «Коды» в Театре Луны (Москва) Реж. С. Мезенцев и в Рижском Театре Русской Драмы (Реж. В. Петров).

В 2004 году - «Дивертисмент» в пражском Malem Nosticovom театре и «Орнитология» в пражском театре Caspar (Реж. А. Минаев).

В 2005 году поставлены спектакли: «Чайная церемония» в театре «Подвал» (Реж. С. Куц), «Дивертисмент» в Омском театре «Группа Характеров» (Реж. Ю.Шушковский), «Два Кандинских» - в Московском Тотальном театре Вячеслава Колейчука (Реж. В. Талеров.) и Московском Театре «Чет – Нечет Групп» (Реж. А. Пономарев).

В 2006 году «Акт» поставлен группой актеров Вильнюсского Keistuoliu Teatras (Литва), «Щелкунчик мастера Дроссельмейера» в Хакасском областном русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова (Реж. Р.Оганесян).

В 2007 в пражском театре в Целетной состоялась премьера спектакля по пьесе «Вертиго» (режиссер А. Минаев), в московском «Другом театре» «Орнитлолгия» (реж. В. Агеев). За роль Танечки в этом спектакле актриса Ирина Гринева получила театральную премию «Чайка» как лучшая актриса 2007 года

В 2004 году в Алтайском краевом театре драмы им В.М.Шукшина создана «Творческая мастерская А. Строганова», где автор выступает в качестве режиссера – постановщика и художника своих пьес. В рамках мастерской в декабре 2004 года состоялась премьера спектакля по пьесе «Якутия». В марте 2005 года - спектакля «Долгая жизнь дождя». В 2006 году зрителю представлен спектакль «Орнитология».

В 2008 году на фестивальном показе пьес Всероссийского конкурса драматургов «Действующие лица» в театре «Школа современной пьесы» автор как режиссер представил свою комедию «Удильщики Милостью Божьей» в исполнении актеров московских театров.

В 2009 году автор стал одним из победителей международного поэтического конкурса «Золотая строфа 2009».

В 2010 году в Театре Ю (Сан-Хосе, США) режиссером Александром Лизненковым поставлен спектакль «С днем рождения, папочка», по пьесе А. Строганова «Сатира».

В 2011 году в Люблянском Городском театре (Словения) состоялась премьера спектакля Pticeslovje по пьесе Александра Строганова «Орнитология». Режиссер Zvone Sedlbauer.
Режиссер Карен Нерсисян в «Старом театре» поставил пьесу «Время зажигать небеса».

В 2012 году на театральном фестивале «Драма Новый Код» в Красноярском драматическом театре А. Строганов в качестве автора и режиссера представил пьесу «Свинг».

В 2013 году – «Щелкунчик мастера Дроссельмейера» в Тобольском драматическом театре им. Ершова (Режиссер Олег Плаксин), в Русском центре Сан-Франциско (США) – читка пьес «Инициация», «Модест», «Принц, горошина, принцесса, король и советник, разумеется»..

В 2014 году - «Щелкунчик мастера Дроссельмейера» в постановке И.Селина, ТЮЗ им.А.А. Брянцева (Спб.), «Чайная церемония» (Театр на Васильевском, СПб, реж. В.Туманов), «Гладильщица» (Театр «Яблоко», Раквере, Эстония, Реж. О. Жулай).

В 2016 году – «Куда исчезли все цветы» - Rakvere Theatre (реж. Ellen Teemus)

В 2017 году – «Дивертисмент» (Театр «Яблоко», Раквере, Эстония, Реж. О. Жулай)

В 2018 году – «Щелкунчик мастера Дроссельмейера» - Тверской ТЮЗ (Режиссер Артур Ощепков), Арзамасский театр драмы (Режиссер Аман Кулиев) Рецензии на пьесы и спектакли по пьесам А. Строганова опубликованы в изданиях «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Культура», «Доктор Чехов», «Экран и сцена» (Москва), «Петербургский театральный журнал» (Санкт Петербург), «Русская мысль» (Париж), «London’s journal plays international» (Лондон) и др.


Контакты:

Е. Mail: jazz200261@mail.ru
Тел. +7 913 215 22 18
Адрес: 656043 г. Барнаул, ул. Никитина 133 кв.1



Театральный критик Татьяна Тихоновец
… я легкомысленно попросила дать мне в дорогу что-нибудь своё, из компьютера. Улыбнувшись так, как умеют одни психиатры, Строганов пообещал: «Вечером принесу». И принес… два огромнейших тома, каждый по 799 страниц, изящно изданных пьес и стихов. После двухсуточного чтения я вышла из поезда совсем другим человеком.

Режиссер Александр Дзекун
о постановке «Орнитологии» во МХАТе им. А.П.Чехова

… С точки зрения общего уровня московских постановок, я считаю свою работу успехом, на русской сцене появился новый интереснейший автор, как в свое время появились Чехов, Вампилов.

Театральный критик John Freedman (США)
It was Anton Chekhov as much as any other who opened the door to psychology in the theater. So perhaps the next logical step is for psychologists like Alexander Stroganov to write plays. Stroganov may not be the first to cross over into the sphere of drama from psychology, but he is the first in Russia to have had some success doing it.

Народная артистка Латвии,
актриса Рижского театра русской драмы Нина Незнамова о спектакле «Кода» У меня такое чувство, что автор не только живет в Риге, но и работает в нашем театре. Он все про нас знает!

Илзе Лиепа (балерина, о пьесе «Чайная церемония»)
Я сейчас читаю довольно много современных пьес, и мне кажется, что по-настоящему хорошей драматургии сегодня очень мало. В основном - извращения, чернуха... Особенно же мало настоящих историй о любви. Далеко не каждый писатель умеет об этом писать. А «Чайная церемония» - это истинная история любви, очень тонкая, похожая на старинную позолоту. Знаете, когда мне попадается «мой» материал - у меня на него весь организм отзывается. До спазмов в горле, до слез. Так было и с пьесой Строганова.

Театральный критик Людмила Гущина
Драматургия Строганова метафорична и охватывает все сферы нашего бытия, от внутреннего мира и мельчайших нюансов личностной психологии до социальных конфликтов и отношений «Я и мир», «Я и Бог», «Я и власть». Было бы глупо делить пьесы по различным тематикам, потому что все они - мозаика, калейдоскоп, сплав всех деталей окружающего нас мира и наших мировоззрений. Пьесы Строганова настолько метафоричны, что на первый взгляд выглядят непонятными. Однако если задуматься, осмыслить свои ощущения, ты осознаешь, что понял, в общем, все, но только на уровне подсознания. Тебя начинает мучить другой вопрос - как сформулировать то, о чем думаешь. Есть вещи, которые звучат очень глупо, если их облечь в слова. Театр Строганова - театр ощущений, хотя бы потому, что ощущение - основной язык подсознания.

Людмила Улицкая (о романе «Суглоб»)
Чистый артхаус, очень элегантный, почти безукоризненный.

Нина Садур
ЗАПИСАЛ ВСЕГО СЕБЯ...

В "Стравинском" Александр Строганов подошёл уже к самом краю писательского мастерства. В романе-симфонии, местами, смычка с Евгени-ем Харитоновым. Тот всю жизнь учился такой полной свободе, чтоб, чи-тая, терять почву под ногами - живой голос Жени слышишь. Голос живого человека. Путаница - на листе не может быть живого, физически ощутимо-го Жени... (Он и в жизни сдвигал все смыслы, и казалось, что он нам ка-жется: "Со мной никто не хочет целоваться. Это всё равно, что целовать книгу").

Всякого писателя от листа отделяет тонкая грань - не может никто прямо физически влиться в лист, а Женя искал таких ходов и сделал прорыв не бывалый. Чем он наполняет написанные слова, каким веществом-энергией?

Это такой фокус писательства, высшее понимание сути записывания всего себя. Этому Женя учился у Вани Овчинникова.

Строганов же, не думая об этих двоих, не зная, не помня их, сам подошёл к этому краю (местами). Тут и голова кружится над бездной (он нас подвёл к ней) и мы ужаснулись - что за гранью такого письма?

Какой страшный, первозданный хаос в этой бездне, и как хорошо стоять на краю парящего острова, сотворённого писателем и полного каверз и странного, пугающего смеха хозяина острова. Тут пошло звучит - "трудолюбие", и глупо - "его руку кто-то ведёт". Тут многолетнее вытачивание себя под писательство. Которое не самоцель. Человек-инструмент. А для чего такое небрежение своей короткой земной жизнью? Кушал бы да спал. Да на работу ходил. Его многие любят, и много вокруг него нуждающихся в нём. Зачем же чудовищные, космонавтские нагрузки? Кто просил? Наоборот - все ругают его за это тяжёлое дополнение к трудовой жизни. А ценителей единицы. А это неугомонный человеческий дух мечется, ненасытный... Для постижения непостижимого. Замах на тайны творения.

А зачем замахнулся? А чтобы мы попеременно ужасались и смеялись. Окончательно всех запутал - как устроено мироздание, края его и - взгляд за край, куда нельзя.

И самое удивительное - все трое пришли к одному - тонкому звучанию живого голоса человеческого.

Чтобы что?

Чтобы вот - он без этого не может, а мы не можем без него.

В этом и смысл всякого творчества.

Екатерина Садур
Cтроганов гениален. Когда является гений, современникам чрезвычайно сложно его оценить, потому что гениально написанный роман обязывает читателя не просто к изощрённому вкусу и развитому, прихотливому уму, он обязывает к гениальности прочтения...


НОВОСТИ   ОБ АВТОРЕ   ТЕКСТЫ   ФОТО   ПРЕССА   ПАРАРЕАЛИЗМ      English version  /  Русская версия


© Строганов Александр, драматург: пьесы, драматургия, произведения для постановки в театре. Сайт драматурга Александра Строганова. Барнаул 2007-2012

e-mail: jazz200261@mail.ru
Телефоны: (3852) 34-36-19; 24-58-11; 8-913-215-22-18
Адрес: 656038, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 102А-21
Моя страница в Facebook