English version

Русская версия


Драматург А. Строганов А. Строганов
НОВОСТИ    ОБ АВТОРЕ    ТЕКСТЫ    ФОТО    ПРЕССА    ПАРАРЕАЛИЗМ

Главная / Пресса / Психиатр ухватил "Чайку" за хвост

Психиатр ухватил "Чайку" за хвост

Маша Насардинова

Источник: Газета "Бизнесс и Балтия"
3 декабря 2003

Кода (с итальянского буквально — хвост) в поэтике — добавочный стих сверх схемы в твердых строфических формах. В музыке — завершающий раздел музыкальной формы, дополняющий ее основную часть. В медленных пьесах темп в коде обычно замедляется, внося успокоение, в быстрых — часто еще более ускоряется. В крупных пьесах с контрастирующими темами в коде нередко вводится в виде напоминания тема среднего раздела пьесы.

Большая советская энциклопедия
По ту сторону занавеса

Поди расскажи о будущей премьере, когда актеры вместо того, чтобы четко и внятно изложить фабулу, улыбаются загадочно и счастливо, интригуют: сами, мол, все увидите. Пользуются тем, что пьесу Строганова в Риге никто, кроме них и режиссера Петрова, не читал. Не хотят лишать театралов редкого удовольствия — не догадываться, чем на сцене дело кончится. Другой вопрос, что театралы к новой драматургии чаще всего относятся, как к незнакомой собаке. Осторожненько. Без особого желания подружиться.

"Кодой", однако ж, все стали живо интересоваться с того самого момента, как пьеса эта неожиданно возникла в сезонном плане Русской драмы. В кулуарах поговаривали, что новый главреж решил поставить "Коду", чтобы дать работу приунывшим от долгого простоя "старикам". А поскольку пьеса про чеховскую "Чайку", то и декораций строить не придется: все есть, для Штайна постарались на славу. С распределением ролей тоже все ясно. Все будет как в старой, 1983 года, "Чайке" Аркадия Каца. В театре специально запись этого спектакля пересматривали, с Ниной Незнамовой — Аркадиной и Андреем Ильиным — Треплевым.

Надо думать, Владимиру Петрову эти пересуды удовольствия не доставляли. Режиссер, которого в России как-то назвали последним комедиографом страны, признался , что взялся за "Коду", дабы "хоть где-то окунуть свое сердце в кровь. Не все время прыгать, смеяться и веселиться, а в каком-то месте все-таки погрустить о трагичности человеческого существования. Задуматься о нем хотя бы". (Тем не менее по жанру "Кода" — комедия, пусть и драматическая.) И про актеров все не так: никакой благотворительностью тут не пахнет, просто пьеса возрастная, ну и играют, соответственно, люди взрослые. Плюс юная Дарья Подоляко, недавняя студентка Табакова. В сценографии будет использован огромный экран, тот самый, купленный Рижской думой специально ради "Чайки" Штайна. Коли есть такая роскошная штука в реквизите — чего же не использовать?

А чеховской "Чайки" в спектакле не будет. Актеры (имеются в виду персонажи "Коды", которые все как на подбор — люди театра) только соберутся вместе, чтобы тряхнуть стариной и порепетировать для души. Но у них ничего не выйдет. Их собственные отношения — любовь и ненависть, доброта и зависть — окажутся важнее.

Лечение театром

Приходит время, и жалобы на родителей сменяются трогательными рассказами о них. Это значит, что все постарели. Отследить момент, когда ты еще стрелял у родителей до получки, а потом сам стал оставлять деньги на столе, невозможно.

Пьесы про родителей бьют в поддых. Будь то "Соло для часов с боем", "Перед заходом солнца", "Странная миссис Сэвидж" или хотя бы "Взрослая дочь молодого человека". А уж если действие происходит в доме для престарелых — программку надо продавать в комплекте с носовым платком. Беспроигрышный трюк. Все равно, что выпустить на сцену детей.

"Кода" на нежных чувствах зрителей спекулировать не намерена. Она про людей, не утративших способность любить. Для таких возраст — категория не качественная, а количественная, и сказать про них "старик", "старуха" язык не повернется. Тем более что об актерах речь. Они свое сердце каждый божий день на возвышенные эмоции тренируют. Вон, Нина Незнамова (с момента своего недавнего юбилея помолодевшая лет на десять, никак не меньше) восклицает: "У меня такое чувство, что автор не только живет в Риге, но и работает в нашем театре. Он все про нас знает!"

Но 42-летний автор живет не в Риге, а в Барнауле, и работает не в театре, а в Алтайской краевой клинической психбольнице. Запатентовал уникальный метод индивидуальной психотерапии с применением театральных систем (лечил сначала по Брехту, а теперь добрался до Станиславского и Анатолия Васильева), защитил на эту тему кандидатскую. От невротических расстройств Александр Евгеньевич избавляет своих пациентов за несколько сеансов без применения лекарств. И попутно пишет пьесы — только в Сети их выложено 26. С 1998 года его "Орнитология" идет во МХАТе, с 99-го — в Александринке.

Так что понятно, почему герои "Коды" собираются репетировать именно "Чайку": доктор Строганов доктору Чехову привет передает.





НОВОСТИ   ОБ АВТОРЕ   ТЕКСТЫ   ФОТО   ПРЕССА   ПАРАРЕАЛИЗМ      English version  /  Русская версия


© Строганов Александр, драматург: пьесы, драматургия, произведения для постановки в театре. Сайт драматурга Александра Строганова. Барнаул 2007-2012

e-mail: jazz200261@mail.ru
Телефоны: (3852) 34-36-19; 24-58-11; 8-913-215-22-18
Адрес: 656038, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 102А-21
Моя страница в Facebook