English version

Русская версия


Драматург А. Строганов А. Строганов
НОВОСТИ    ОБ АВТОРЕ    ТЕКСТЫ    ФОТО    ПРЕССА    ПАРАРЕАЛИЗМ

Главная / Пресса / Театр, творящий добро

Театр, творящий добро

Алла Артемкина

Источник: Газета «Коптево»
№10 октябрь 2004 года

16 октября театр «Без вывески» открыл свой 27-й сезон спектаклем по пьесе А. Строганова «Шахматы шута».

Обычно артисты открывали сезон концертом авторской песни. Но в этот раз они решили нарушить эту традицию. В зале собралось много народу: давние поклонники, те, кто пришел сюда впервые. Как и всегда, спектакль прошел блистательно, никого не оставив равнодушным. Сидя в зале, среди зрителей, я услышала за спиной разговор двух женщин. Одной из них ужасно не понравился спектакль из-за его современности, а другая просто упрашивала ее не уходить и досмотреть его до конца. К моему удивлению, в конце спектакля они аплодировали стоя. По-моему - это высшая награда актерам.

Как вы считаете, что главное в театре? Мне кажется, преображение зрителя: когда перестаешь осознавать, что перед тобой - актеры, не пытаешься больше оценить манеру их игры, а полностью растворяешься в спектакле, забываешь, где ты и сколько тебе лет, начинаешь верить в то, что любовь вечна и некоторые люди все же летают, как птицы - счастливые люди, которые однажды «заболели» Театром и теперь им живут. Таков творческий коллектив театра «Без Вывески» под руководством Марии Дроздовой - настоящий и искренний, добрый, живой.

Судьба наградила их талантом, но еще им необыкновенно повезло с режиссером: М. Ю. Дроздова - выпускница Щукинского Театрального училища, создатель и лидер театра, ежегодно выпускающая премьеры, по достоинству оцененные критиками и награжденные дипломами международных фестивалей.

Мария Юрьевна сумела на протяжении этих 27 лет полностью сохранить труппу. Все работники театра - одна большая дружная семья. Здесь очень редко возникают конфликты: каждый знает, что он служит великому искусству. А без помощи и поддержки товарищей невозможно его развитие.

Необычен и психологически четко выверен репертуар театра. Спектакли по пьесам А. Строганова, драматурга и психиатра из Оренбурга, шокируют и восхищают тонкой психологической и, в то же время, экстремальной актерской игрой на грани фола. Персонажи этих пьес необычны: в «Орнитологии» - это люди-птицы. Это спектакль-полет, оглушительный до боли, через которую, погружаясь в собственную душу, человек рождается заново, просветленный и окрыленный.

Еще более необычен спектакль «Шахматы шута» - пьеса-перевертыш, своего рода Зазеркалье - с переплетением быта и фантасмагории, гротеска и чистой исповедальности. Это история о нас с вами – о наших конфликтах и стремлении объяснить и изменить наше несправедливое отношение друг к другу. Это ощущение усиливается к концу пьесы, когда оказывается, что все наши беды происходят от нашей зажатости и закрепощенности. Очень часто мы просто не хотим понять другого человека. Или боимся показаться смешными и глупыми, выстраивая всевозможные барьеры, которые только отталкивают от нас людей. В наш непростой век нам так необходимы понимание и забота, но страх оказаться растоптанным в этой адской машине взаимоотношений мешает нам сделать шаг навстречу друг к другу.

Фантастический реализм – полноправный партнер театра: перемещение во времени и пространстве здесь обычное дело. В том числе в спектакле по пьесам Нины Садур «Чудная Баба» и «Ехай», с катаклизмами, съезжаниями земли, Чудной Бабой, которая Зло Мира. Здесь соседствуют «страшилки» и народная мудрость, гротеск и философские размышления.

«Всадник де Мольер» по пьесе М.А. Булгакова «Кабала святош» - спектакль, поставленный в стиле фантастического гротеска. В оригинальном финале постановки перед зрителями чуть приподнимается занавес потустороннего мира: режиссеру удалось поймать, зафиксировать, осмыслить таинственный момент перехода человека из земной жизни - в вечность и передать им это свое ощущение.

Большинство спектаклей театра проникнуты любовью. Один из лучших спектаклей об этом удивительном чувстве - «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова - вальс разведенных мостов, поющий о верности идеалам юности, чистоты, это послание сквозь время, которое доходит и находит отклик в современных юношах и девушках, трепетно наблюдающих из зала за тем, что происходит на сцене.

Спектакль «Метель» - кружевная элегантность в лунном свете, поэтическая соната о таинствах любви, который смотришь, как загадку. Идеальное сочетание классической музыки и художественного света, великолепная актерская пластика, уникальная композиция, сочетающая лирику Марины Цветаевой с ее драматическими пьесами - «Метель» и «Приключение».

Решение другого поэтического спектакля - «Забыть ли старую любовь» - в задорной эстетике площадного театра. Оригинальный спектакль по стихам Роберта Бернса переполняется каскадом ярких образов, удивительными по своей точности актерскими этюдами, живой музыкой и задорными песнями, которым подпевают зрители. Легкое стихотворное представление, наполненное любовью к людям и всему живому на земле, смотрится на одном дыхании. «Слон» (А. Копков) – яркий спектакль, задуманный режиссером в стиле народного лубка: и трогательный, и смешной - до слез. Завораживает слаженная работа актеров. Оригинальна сценическая задумка одной из финальных сцен - полет главного героя на воздушном шаре. А во время его монолога о полете к родной земле - признания в любви к своей родине, ком встает в горле, и зрители едва сдерживают слезы.

Любителям посмеяться от души понравится «Хозяйка гостиницы» по пьесе К. Гольдони. Нестандартное театральное решение - озорная комедия-буфф, веселый карнавал масок, трюковой спектакль с множеством фокусов.

Столь же красочен романтический рассказ о вечной любви - «Последняя женщина Сеньора Хуана» (по пьесе Л. Жуховицкого). Действие насыщено комичными зарисовками, страстными исповедями, виртуозно выполненными дуэльными сценами, колоритом испанской музыки и танца.

Сказки для детей, которые стали взрослыми, и для взрослых, которые не забыли своего детства, - так определяют жанр семейных спектаклей сами актеры. «Никто не поверит» Г. Полонского неизменно идет здесь долгие годы: сменяются поколения актеров и зрителей, многие из которых приводят сюда уже собственных детей, осознавая, что нет лучшего способа сблизиться духовно, чем вместе сопереживать - смеяться и плакать, и долго потом обсуждать сказочного действо. Не менее трогательна постановка «Не забывай», по пьесе А. Александрова «Шишок»: мечта взмыть в небо на машине счастья становится для ее героев явью, благодаря полету режиссерской и зрительской фантазии, а также оригинальному сценическому решению.

В каждом спектакле образы героев раскрыты с большой психологической точностью. Местами даже создается впечатление, что ты смотришь не на сцену, а в другой мир, где происходят страсти и кипит другая жизнь. Но помимо психологической обостренности, там есть еще и более театральная форма. Она не только дополняет, но и украшает все действие. Не мешая, а только усиливая происходящее на сцене. Труппе мастерски удается сочетать условный театральный план с бытовым жизненным. Как сказал актер этого театра Алексей Владимирович Федоров: «Актер должен уметь все, и играть, и петь, и танцевать. И самое главное – находить общий язык со зрителем, вовлекая его в действие».

Наверное, не зря творчество театра «Без вывески» высоко оценено профессионалами на различных театральных фестивалях. В этом году на VII Международном фестивале «Добрый театр» (Украина) режиссер Марина Дроздова получила диплом «За режиссерские достижения в разработке темы психологии человека в спектакле «Орнитология» А. Строганова». А актриса Алла Алексеева получила за исполнение роли Татьяны Павловны в этом спектакле высшую актерскую награду фестиваля – диплом «За лучшую женскую роль». Так, что жители Коптево могут по праву гордиться своим театром, который вносит существенный вклад в развитие настоящего искусства.





НОВОСТИ   ОБ АВТОРЕ   ТЕКСТЫ   ФОТО   ПРЕССА   ПАРАРЕАЛИЗМ      English version  /  Русская версия


© Строганов Александр, драматург: пьесы, драматургия, произведения для постановки в театре. Сайт драматурга Александра Строганова. Барнаул 2007-2012

e-mail: jazz200261@mail.ru
Телефоны: (3852) 34-36-19; 24-58-11; 8-913-215-22-18
Адрес: 656038, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 102А-21
Моя страница в Facebook