English version

Русская версия


Драматург А. Строганов А. Строганов
НОВОСТИ    ОБ АВТОРЕ    ТЕКСТЫ    ФОТО    ПРЕССА    ПАРАРЕАЛИЗМ

Главная / Пресса / Посмотри в глаза своему греху

Посмотри в глаза своему греху

Елена Рябова

Источник: Алтайская правда
"Театральная жизнь", №2 25 декабря 2004

Премьерой спектакля "Якутия" открылась на минувшей неделе, 17 декабря, на малой сцене Краевого театра драмы творческая мастерская драматурга Александра Строганова

Впервые в театральной истории Барнаула местный драматург осуществил постановку собственной пьесы. Причем выступил Александр Строганов не только в роли режиссера, но и художника-сценографа. А оригинальную музыку к его спектаклю сочинил молодой талантливый композитор Александр Корчагин.

Мнения о дебютной постановке драматурга, понятное дело, разделились. Кто-то восхищался и плакал, а кто-то мало что понял и заскучал. Но это и неудивительно, ибо пьеса Строганова - это развернутая метафора, зовущая к соразмышлению; а его спектакль - изысканное, нарочито (наперекор времени!) замедленное и, как иная музыка, раздумчиво медитативное действо, в которое надо либо войти и остаться, либо (если нет настроения медитировать) вовсе и не входить.

Главный цвет – белый

Главный герой сценографии Строганова - ослепительно (и даже ослепляюще) белый цвет, в который выкрашены все без исключения элементы декорации: дощатые стены (без окон!), торжественно внушительный прямоугольный стол, три монументальных стула с высокими спинками, умывальный тазик, стремянка и небольшая металлическая печурка. Вроде бы вполне реальный уголок деревенской избы? Но нет - ирреальный! Уж слишком тут все стерильно и геометрически выверено - да и окон нет. Замкнутое пространство идеальной неземной белизны. Чистилище?

И вдруг - как резкий диссонанс в белой гармонии, как символ гипотетической беды - длинная, толстая и разлохмаченная веревка-трос на столе! В доме повешенного не говорят о веревке, всплывает уместная мысль...

Свет медленно меркнет, становясь мертвенно желтым, ночным, а в узкую щель между стеной и полом врываются, вихрясь, синие световые всполохи, звуки метели, собачий лай - и "вползает" медленная, как неумолимая поступь Времени, отдающая металлом и тревогой космическая музыка. Кажется, настоящим холодом и страхом веет из той сценической щели...

Страшный сон

Трудно и тяжело поднимается со своего спального "ложа" на полу Якут (народный артист России Георгий Обухов). Дряхлый и как будто слегка полоумный старик, он медленно бродит по сцене, вглядываясь куда-то поверх зрительских голов, и беспокойно бормочет что-то невнятное. Молится. А потом так же медленно возвращается в исходную позицию и, накрывшись с головой светлым покрывалом, превращается в некое подобие сугроба.

И тогда просыпается Мура (заслуженная артистка России Ольга Кириченко). Она тоже чем-то обеспокоена, но похожа не только на старушку, но и на беззащитную маленькую девочку, которой приснился страшный сон. Так и есть: Муре пригрезилось, что она потеряла Якута! Назад Мура не оборачивается, "сугроба" за своей спиной не видит - и принимается медленно бродить по сцене, неуверенно и испуганно повторяя: "Якут... Якут... Якут..."

- А супруги меж тем, окончательно проснувшись, начинают плести вроде бы незамысловатое кружево ежедневной беседы. Сидя за столом или медленно, как будто в ритуальном танце, перемещаясь в пространстве "чистилища", они рассуждают о снах и яви, о людях и собаках, о людях и смерти... И все время, сами того не замечая, теребят злосчастную веревку...

Странно! Да нет, пока не очень. Ну, просто живут себе в полном одиночестве старые, никому не нужные супруги, впавшие в некоторый маразм. Обычное дело...

Двойная игра

Однако вдруг в результате легкого смещения смысловых акцентов этот, вполне реалистический стариковский треп начинает потихоньку перемещаться как будто бы в иную плоскость - в парареализм. И оказывается, что живут герои вовсе не в земной деревенской избе, а совсем в другом измерении - на том свете, который Мура в честь мужа называет Якутией.

Они здесь действительно совершенно одни и вроде бы совершенно счастливы. Но для того, чтобы их идиллия стала истинным раем, "зомбирует" Мура-Кириченко супруга и публику, необходимо не грешить и не вспоминать о грехах прежней жизни, память о коей, слава богу, сохранилась только в ее голове. Ведь Якут в той жизни перенес инсульт - и теперь ничего не помнит. А вдруг все же помнит?!

И тут начинаешь понимать, что Якут и Мура ведут между собой нескончаемую двойную игру! Мура вроде бы отчаянно боится, чтобы муж не вспомнил о ЧЕМ-ТО, что может разрушить идиллию; но в то же время чувствуешь, что ей очень хочется, чтобы он ЭТО вспомнил. А иначе зачем она Якута то и дело проверяет и провоцирует?

Якут же, с одной стороны, как будто бы и впрямь ничего не помнит; а с другой - совершенно очевидно, что он просто очень умело подыгрывает Муре, а сам помнит ВСЕ!

Актеры с блеском выполняют эту сложнейшую психологическую задачу - двойное проживание, игру в текст и подтекст! Игру, которая, невзирая на неизменную неторопливость действа, увлекает почище всякой любовной сцены и заставляет пристально следить за странной и смешной пикировкой умерших героев...

Небо в алмазах

И вдруг - "выстрел"! Якут яростно кричит, что он прекрасно помнит, что у них был сын Бибигон, который очень любил жизнь!

А вот и Бибигон (артист Александр Шубин). Угрюмый юноша в окровавленной рубашке, он, в отличие от супругов, напоминает не живого человека, а страшноватый оживший труп.

Мура в страхе и отчаянии, Якут - хладнокровен и, кажется, втайне рад явлению сына, но опять подыгрывает Муре. И тогда она, уливаясь слезами, режет правду-матку: "Наш сын был чудовищем! Он избивал нас! Он бросился на меня с ножом, но ТЫ убил его, чтобы спасти меня! Ты убил его, Якут!"

"Но ты его родила", - бесстрастно и многозначительно возражает Якут. И за этой короткой фразой вдруг ясно видишь подводную часть айсберга: Мура виновна в том, что ее сын стал чудовищем - а значит, она тоже грешна в убийстве. Но если ты, Мура, ясно читается между строк, осознаешь свой грех и возрадуешься тому, что Бибигон вернулся, наши души очистятся, а идиллия станет раем...

И в финале Мура, конечно же, все это осознает. Она наконец радуется Бибигону, и тогда для нее (и для нас тоже) звучит божественная "Аве Мария", а в сверкающем небе Мура видит долгожданный "алмазный" узор, сулящий вечное блаженство! И этот момент удивительного слияния трех несчастных в прошлой жизни людей "звучит" так остро и пронзительно, как в настоящей высокой трагедии.

Может быть, это и вправду возможно - обрести недостижимое на земле счастье на том свете?! Если, конечно, не побоишься посмотреть прямо в глаза своему греху...

На фото: В прежней жизни Мура (Ольга Кириченко) никогда не садилась на велосипед. Зато здесь, в "идиллии", Якут (Георгий Обухов) и Бибигон (Александр Шубин) везут ее вперед - навстречу небу в алмазах.





НОВОСТИ   ОБ АВТОРЕ   ТЕКСТЫ   ФОТО   ПРЕССА   ПАРАРЕАЛИЗМ      English version  /  Русская версия


© Строганов Александр, драматург: пьесы, драматургия, произведения для постановки в театре. Сайт драматурга Александра Строганова. Барнаул 2007-2012

e-mail: jazz200261@mail.ru
Телефоны: (3852) 34-36-19; 24-58-11; 8-913-215-22-18
Адрес: 656038, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 102А-21
Моя страница в Facebook