English version

Русская версия


Драматург А. Строганов А. Строганов
НОВОСТИ    ОБ АВТОРЕ    ТЕКСТЫ    ФОТО    ПРЕССА    ПАРАРЕАЛИЗМ

Главная / Пресса / Размышления о театре драматурга Александра Строганова

Размышления о театре драматурга Александра Строганова

Источник: "Конкурс молодых журналистов"

Алтайский краевой театр драмы
имени В. М. Шукшина 2005

Театр. Никогда раньше не задумывалась над смыслом этого слова. У меня никогда не возникало никаких чувств при виде афиши, например, "Ромео и Джульетта". Что это и где это, мне было неважно. Я почему-то всегда думала, что туда ходят люди, которым либо просто нечего делать, либо эти люди каких-то аристократических кровей. И если бы мне сказали буквально год назад, что я пойду в театр, я бы просто не поверила, ведь это не по мне. Да и тогда меня волновало другое: родные, учеба, ну и, конечно же, ...мальчики. И все-таки я посетила театр.

Вот как это получилось. Нам в лицее говорили о том, что можно сходить на спектакль в театр бесплатно. Но как говорят, девичья память коротка, и я, разумеется, забыла об этом. Девятнадцатого января ко мне подошла моя одноклассница Оля Кузьмичева и напомнила об этом. У меня, если честно, не было ни малейшего желания туда идти, так как было плохое настроение, но Оля уговорила меня. И холод на улице подтвердил то, что я была права, и что мне не стоило никуда идти.

И вот я, человек с разбитой душой и с полным отсутствием настроения, захожу в здание Краевого Театра Драмы. Прохожу к гардеробу, раздеваюсь, не смотря ни на кого, заполняю какую-то бумажку, отдаю её и оглядываюсь вокруг ... "Боже! Это просто чудо! Никогда не видела такой красоты! Никогда! Огромный, огромный зал, лестница, двери и главное всё, всё блестит, всё залито каким-то неземным светом! Откуда это! Наверху просто невероятно большая люстра, на стенах зеркала, а в центре зала широкая, царская лестница. Столько чувств, столько эмоций! А душе тепло... Я была просто в восторге от всей этой красоты! Я с нетерпением ждала начала спектакля.

Да, я хочу рассказать ещё об одном моменте. Во всем театре какая-то особенно теплая обстановка. Когда нас привели на Малую сцену, объяснять условия конкурса, к нам вышла женщина. Не просто женщина, а удивительная женщина! Это очень светлый и приветливый человек. Она постоянно улыбалась и как бы передала нам всё своё тепло и свою доброту. Я редко вижу таких доброжелательных людей, таких сейчас вообще редко встретишь. Её зовут Ирина Николаевна Свободная. С нами беседовал и сам автор пьесы Александр Евгеньевич Строганов. Это очень замечательный человек, а главное хороший психолог. Он с нами разговаривал об этих пьесах и после спектаклей. Мои взгляды в чём-то совпали со взглядами Александра Евгеньевича, а в чём-то нет. На многое я стала смотреть по-другому. Для меня стал важен сам процесс события, а не его результат. Я стала чаще задумываться о своих целях в жизни...

Первая пьеса, которую я смотрела, называлась "Лисицы в развалинах". Ну, вот и звонок, гасится свет, и ... начинается. Никогда не забуду этого ощущения! Ощущения жалости, пустоты, бессмысленности. Ощущение того, что всё в этой жизни я делала неправильно, что путь совершенствования очень длинный, и я стою только на старте. В один миг всё изменилось. Захотелось начать жизнь заново. Хотелось быть чистой, светлой, доброй, не такой как раньше, другой. Хотелось рассказать о правде, о настоящей правде всем, всем людям.

Музыка. Эта ужасная музыка... Эта красивая музыка... Меня трясло, мне стало страшно, страшно за всю планету, за всех людей. Когда гасили свет, мне становилось жутко, я вдруг поняла, что будущее может быть таким же, если не опомниться. Всё. Закончилось. Шальные глаза и дурные мысли. После этого спектакля я долго не могла заснуть, я долго размышляла.

А на следующий день мы смотрели спектакль "Якутия". Это просто ужасно красивый спектакль. Да, да, ужасный. На меня он навел столько страха и ужаса. Я поняла, что всё в мире заканчивается смертью. Жизнь кончается смертью, Рай кончается смертью, и Ад - смертью. Я поняла, что настоящая любовь вечна, мне стало жаль, что такой любви у меня нет. Я поняла, что все мы грешные, жизнь без грехов бессмысленна. Можно сказать, мне открылся новый мир, мир света и блаженства. Я никогда не забуду этих ощущений. Благодаря всему этому у меня появилась новая цель в жизни. Это, конечно, глупо, но я хочу стать актрисой. Хочу с помощью актёрского мастерства донести до людей правду, разбудить народ. Я даже отчасти уверена, что у меня есть талант. Но цель моя не осуществима, так как мои родители хотят, чтобы я выбрала себе профессию посерьёзнее.

Вернемся к спектаклю. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое идиллия? Для меня это слово означает идеальное одиночество. Одиночество может быть разным. Например, у тебя есть семья, есть друзья, но ты одинок. Твой ход мыслей не понимает никто. Это ужасно, когда смотришь в глаза дорогим тебе людям, и ничего там не видишь, кроме пустоты, мрака и непонимания. А идеальное одиночество еще страшнее. Это когда тебя понимает любимый человек, но вы одиноки во всей вселенной. Я бы не хотела жить в идиллии, ведь я очень ценю своих родных и друзей. Может быть, я что-то и не поняла, но спектакль произвел на меня огромное впечатление.

Конечно, для каждого драматурга очень важно, чтобы на его спектакль ходили люди. Так вот, на эти спектакли , без сомнения, будет ходить народ. Психология в этих спектаклях безгранична. Можно сказать, что эти драмы жизни, о сути жизни, о её смысле.

Уважаемые, обратите внимание на названия драм! Название второй драмы понятно и весьма обоснованно. А название первого? Такое необычное название "Лисицы в развалинах". Очень часто мы сравниваем людей с животными. Обычно по каким-то повадкам или приметам, возможно даже из-за того, что порой деятельность человека, как и деятельность животного, направлена инстинктами. Так и в этой пьесе показана хитрость, ловкость и одновременно простота, скованность, скрытность, мудрость. Да и если честно, мне больше понравился спектакль "Лисицы в развалинах". Именно в нем прослеживается последовательность в событиях, открывается правда о том, кто же на самом деле лжет, а самое главное почему. Ведь каждому человеку хочется выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Мы все в этом деле не безгрешны. Так и в этой драме. Каждый обманывает до такой степени, что уже сам верит в эту ложь.

Вот в принципе и всё, что я хотела рассказать. Извините, если я что-то не так поняла. Я просто хотела поделиться с вами своими мыслями, эмоциями, чувствами. Для меня это очень важно".

Анна Сальникова

"Бог никогда не оставит нас, потому что
без нас ему станет нестерпимо скучно".
Александр Строгонов

Свет гаснет. Занавес исчезает. Перед глазами нечто красивое, но более чем странное. Напряженная тишина. Ее нарушает словесная эквилибристика актеров, впрочем речь их страдает недосказанностью. В воздухе зависают вопрос за вопросом и от непредсказуемости мурашки по коже. Ох, не спроста эта неподвижность поезда, повсеместность белого. Фантазия просыпается в поисках скрытого смысла. Куб, конус, шар - три формы пространства на сцене. Руки героев теребят веревку. Доносятся неведомые звуки. Снится сон. Все кажется знаковым, символичным, но отнюдь не объясняющим. Ты ищешь ответы в скользь сказанных фразах, время, от времени натыкаясь на простые истины. "Дорога только в одну сторону". "Уныние - это грех". А между тем что-то главное ускользает, убегает и ехидно кричит: "Догони!"

В так называемый переходный период, когда "с утра 100 тысяч почему" ужасно хотелось иметь опытного наставника, знающего ответы на мои бесконечные вопросы. Он бы объективно оценил, поддержал, направил - мечтала Аня. Позже осенило, что за меня никто ничего не решит, и не плакать здесь надо, а радоваться, ведь это значит, что я свободна...Действительно, особо сладкой кажется радость побед - плодов собственного выбора. Но временами кажется, Бог устал нас любить, так тоскливо и безвыходно на душе, опустить руки и разочароваться во всем проще простого. Начинается болезнь "есть себя". Уже не ждешь готового рецепта, просто не хватает чуть-чуть надежды, некому сказать тебе, что "все еще будет хорошо".

А на сцене в унисон настроению нагнетающая атмосфера бессмысленности...бытия. Эмоциональная кривая уводит вверх, концентрация и перенапряжение. Думаешь встать и уйти, останавливает только желание "увидеть, чем же все это закончиться".

Стоп! Это же зеркало, быть, может, слегка кривое, но отражены в нем мы, наши проблемы. Тебе близки: бесконечные сомнения Якута и Муры, ирония Никодима, маленькая радость Простой женщины букету осенних листьев. "Так просто, но так хорошо на душе" - замечает она. Слезы счастья стариков берут за живое. Мура говорит: "Мы дополняем друг друга. Мы не можем друг без друга. Мы вместе. "Как хочется однажды самой это почувствовать и сказать. Ты терзаешься, плачешь и смеешься с ними. Неслучайны слова Якута: "Не мнения твоего хочу узнать, чувства, здесь есть место только чувствам". Чувство страха не исключение. Страшит непредсказуемость, называемая одними конец света, другими - идиллии. "Все мы не настоящие" - открывает для себя уголовник. Верно, мы живем прошлым, все время заглядываем в будущее, постоянно опосредуя себя чем-то несуществующим. А жить сегодня, сполна использовать каждое мгновение, редко нам удается. Задумалась...

"Так всегда плохо, плохо, а потом раз и хорошо, как после дождя".

Поезд поехал. Жизнь продолжается. Птицы щебечут...

Сын вернулся. Ест пахучую землянику. Засверкало прекрасное далеко... И на душе так легко и благостно. Фантастика. Два часа тревожного состояния и человек избавляется от напряжения и раздражения, готов к новым свершениям.

Анна Смирнова

Драма Александра Строганова "Лисицы в развалинах" выделяется среди других его работ своей острой злободневностью и социальной окраской. Сама пьеса предстает как набор знаковых сцен, символов, сменяющих друг друга на первый взгляд хаотично, но впоследствии сплетающихся в целостный единый узор авторского замысла. Итак, перед зрителем предстаёт картина сегодняшней действительности в эмоциональной интерпретации драматурга. Однако понимание происходящего на сцене станет доступно лишь тому, кто заглянет в самую суть образов и мотивов. Те, кому это не под силу, могут наслаждаться завораживающей загадочностью пьесы.

Чуткая душа автора уловила признаки перемен, происходящих в нашем обществе и во всём мире. Назревает мировой экономический, экологический, политический кризис.

Пьеса написана на рубеже веков, в критический момент не только нашей страны, но и всего мира. Неудивительно, что местом действия в ней становится остановившийся поезд, в котором заканчивается продовольствие. Нам всем пора остановиться и подумать, как не допустить гибели цивилизации, которая может произойти от бездумного разграбления и растрачивания ресурсов, загрязнения и убийства нашей живой планеты. С другой стороны, замерший поезд напоминает нашу страну, остановившуюся в своей долгой идеологической неопределенности, которая обернулась идеологией потребления и пьянства толпы. На сцене также разливается водка, и этот напиток фигурирует неоднократно. Слова одного из персонажей Викентия Голоного звучат остро злободневно: "Время такое - редко встретишь трезвого человека. Целые племена вымирают".

Страшное время, страшный мир, пугающая неизвестность будущего - это та реальность, в которой оказались герои. Неужели это конец света? Этот вопрос встаёт перед персонажами пьесы не раз. По сути, такая интерпретация современной жизни оказывается реальной. Конец света сегодня это мировоззренческий и религиозный кризис. Когда мировоззрение не даёт возможности жить без стрессов, а религия не спасает от пьянства, междоусобных конфликтов, господства одних над другими. Поэтому: "Нынче все дороги в одну сторону" - говорит Гога. У цивилизации нет выбора - она должна очнуться, измениться, иначе погибнет.

Гога - уникальный персонаж. Он надевает на себя маску пророка, шута, нищего, странника, при этом гармонично сочетая все эти характеры. Это герой, вышедший из самых древних истоков святой Руси, где существовали блаженные - толи святые, толи сумасшедшие, пророчества которых часто воспринимались как бред. С другой стороны, явно виден библейский мотив - приход мессии в критический момент общества, в пик его развращения, гонения пророка, его чудесное вознесение. Всё это нашло место в одном персонаже.

Но Гога не одинок, не один он говорит правду. Уголовник Егор прозревает духовно, ослепнув физически. Ему в голову приходят истины, ранее ему не доступные, о том, что мы не люди, а пустые оболочки, над которыми легко властвовать. Он разоблачает всех и себя в том числе: "Все мы не настоящие". Егор говорит об африканизации. Можно предположить, что это процесс подчинения психики человека его страстям, инстинктам. Такие люди не стремятся повышать свой культурный, нравственный уровень, не стремятся к самосовершенствованию. Такой толпой действительно легко управлять, о чём говорится в драме. Африканизация - превращение людей в рабов,- это то, что происходит сегодня в России. Происходит ли это само собой, или здесь замешаны эти загадочные силы, которые именуются в пьесе как "они", этого точно сказать нельзя. Могу лишь привести отрывок из директивы ЦРУ США (известной как доктрина Алена Даллеса , директора ЦРУ). 1945г.

"Мы бросим все, что имеем, всё золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. ...Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые... Мы найдём своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного угасания его самосознания... Литература, театр, кино - всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом всякой безнравственности.

В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх... и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу - всё это мы будем ловко и незаметно культивировать...

Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением... Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них космополитов".

Таким образом, становится более ли менее ясно, кто эти "они". Это некая закрытая каста, ведущая скрытую холодную войну против нашей страны. Если бы это было не так, тогда в России не погибало бы по 40 полков в год, как это происходит сегодня. Холодные, информационные войны за чужие сырьевые, энергетические, людские ресурсы ведутся кланами мировой финансовой мафии столетиями, иногда переходя в войны "горячие". Основное отличие "холодной" войны от "горячей" - это то, что люди находятся в неведении о действиях, направленных против них. Получается как в драме Строганова - иллюзия мирного времени, иллюзия свободы.

Герои боятся, прячутся, пытаются найти безопасное место, не понимая, что происходит на самом деле.

Главное оружие в холодной войне - информация. Ключ к пониманию этого лежит в сцене, когда литератор Лисистратицын просит Клавдию застрелить его из пистолета. Пистолет неожиданно оказывается водяным, вместо пуль из него вылетают струи воды. Эта сцена глубоко символична. Символ воды с древних времён имел сакральное значение. В традиции суфийских притч, например, он трактуется как культура общества - вся генетически ненаследуемая информация, передаваемая от поколения к поколению в их переемственности. В сцене с пистолетом показано, как сегодня в мире меняются приоритеты: главным оружием современности становится информация. И если в обычной войне побеждает тот, у кого мощнее вооружение и кто лучше владеет им, то в войне информационной победит тот, у кого мощнее информация и кто в полной мере овладел ею.

Но вода в пьесе появляется неоднократно. Гога превращает водку в воду, лишив её крепости. Клавдия видит воду во сне. В сцене с прозрением, просветлением Егора, за окном идёт дождь. Так мотив воды пересекается с мотивом сна и пробуждения, заблуждения и прозрения. Одно из пророчеств Библии - "настанет время, когда времени не будет", приобретает в пьесе новое звучание. О близости этого события говорят слова и действия Гоги. Кража часов сопровождается проповедью: "На что тебе теперь часы? Счастливые часов не наблюдают". Образ времени, великих перемен, смены эпох оставляет мистический след в сознании зрителя. Есть ли чёткое объяснение неясным предчувствиям автора? Оказывается, вся эта мистификация может быть описана с научной точки зрения.

Cуть дела в неизвестном ранее явлении, которое соответствует качественно новому информационному состоянию, в которое с середины хх столетия вошло человечество. Жизнь общества - это процесс обновления его информационного состояния, протекающий и на уровне физиологии обмена веществ в процессе зачатия детей , и на уровне преобразований культуры общества. В нём на уровне биосферной обусловленности при смене поколений в генеалогических линиях обновляются комбинации генокодов, т.е. генотипы множества живущих особей вида Человек Разумный. На уровне социальной обусловленности идёт процесс обновления прикладного теоретического знания и навыков, вследствие которого новые технологии и технические решения вытесняют прежние решения того же самого назначения и в целом расширяется множество технологий и технических решений.

В ветхозаветные времена через технологически неизменный мир проходили многие поколения людей. В этих условиях единожды выучившись какому-либо навыку, профессии, человек мог жить бездумно, т.е. существованием говорящего на "языках" попугая. В обществе не было факторов, возмущавших его психическую деятельность, и вынуждавших думать, чтобы освоить ранее неизвестные навыки и знания. Это касалось подавляющего большинства людей, по какой причине социальная пирамида и иерархия угнетения большинства меньшинством обладала известной устойчивостью, а общество управлялось на основе дозировки распространения знаний и доступа к обучению.

Новые знания появлялись в результате творческих усилий относительно малочисленных думающих одиночек. Скорость этого процесса обновления культуры и нарастания общего объема информации в культуре была невелика по отношению к скорости обновления поколений людей.

Но на всём протяжении периода исторического времени процесс накапливания прикладных знаний и прочей информации в культуре ускорялся; а кроме того ускорялся и процесс вытеснения прикладных знаний и навыков новыми знаниями и навыками того же самого назначения. Во второй половине ХХ века он ускорился настолько, что некоторые люди, родившиеся до появления деревянно-тканевых этажерок, ушли из жизни создателями и пилотами сверхзвуковых самолетов: т.е. в течение срока их жизни сменилось несколько поколений летательной техники.

Так в наши дни психика подавляющего большинства людей оказалась под воздействием фактора многократного обновления культуры за время их жизни, что не позволяет им, единожды выучившись, безбедно жить в режиме говорящего на "языках" человекообразного попугая и гарантировать достигнутый социальный статус себе до скончания дней, а своим наследникам на будущие времена.

Cуществующая на протяжении всей истории человечества и до наших дней толпо-элитарная модель построения общества, объективно рушится "на глазах изумлённой публики". Поэтому лейтмотивом всего действия пьесы становится ожидание праздника освобождения, освобождения от толпо-элитаризма. Меняется информационное состояние общества, меняется логика социального поведения людей. Прежние рецепты управления толпой оказываются неспособными обеспечить устойчивость управления. В драме Строганова показан процесс рождения нового общества, нового мира, нового человека. Иллюзия свободы выливается в праздник освобождения. От рабства и безверия через страдания и хаос в новое светлое будущее. Муки рождения новой цивилизации воспринимаются как конец света. Но автор говорит устами Гоги: "До конца света ещё ох как далеко". Оптимистичный взгляд автора передаётся также через литератора: "Всё будет хорошо, как будто дождь прошёл".

Мне очень понравилась эта пьеса в первую очередь тем, как раскрыта социальная тема. Сегодня редко встретишь в театре столь глубокую поучительную работу. И хоть автор во многом выражался неосознанно, передавая образы с подсознательных уровней психики, надо оценить его способность интуитивного прозрения. Хочется пожелать Александру Строганову в дальнейшем таких же чутких к современной действительности и полезных для общества работ.

Вероника Игнатьева

...А потом их ловили и убивали как кошек. А может быть, как лисиц.
Искаженная мимика. Забывание слов. Туш.
Пространство и время слились, а потом раскололись на тысячу лиц,
А может быть, просто на пару душ.

Среди безупречных снегов безупречно продуман сюжет.
В пробирке дымится чуть-чуть мистицизма и стеба в отсутствие всякой интриги,
Немного Пелевина, Фауста, Дьявола, Бога, БГ,
Политики, Библии, смерти... и горсть земляники.

Якут! О, Якут! Не страшно ль увидеть чужие следы,
В той Вечности, что казалась столь "самостийна и незалежна"?
Не страшно ль увидеть чужого и знать, что чужой - это ты,
Когда-то уже заблудившийся в снежности?

Но я скажу тебе так: это к войне на больших перегонах,
Это - к войне на маленьких полустанках.
И люди, как водится, в серых погонах,
И запах, как водится, пьяных ладанок.

Поскольку уже все случилось - практически все, кроме детства,
То стань Бибигоном, опять оседлавшим лошадку.
А впрочем, неважно. Придумай волшебное средство,
Скажи - это всадник, скажи - это Суд, по прогнозам, не страшный,

Поскольку уже все случилось... Лисицам - развалины,
Пророкам в Отечестве - спирт в холодильнике.
А впрочем, неважно. Спустился туман, и в тумане
Актеры вслепую блуждают в поисках Зрителя.

P. S.

В эпоху крошечных перемен побеждают военные и литераторы,
То есть: оружие и языки.
Лиса - Лисистрата - Лисистратицын - почти Лисферату,
Почти ЛИТферату, и непременная точка пули в конце строки...

Екатерина Вихрева

Девятнадцатого и двадцатого января мне в очередной раз довелось побывать в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина. Мне посчастливилось увидеть два спектакля по пьесам современного барнаульского драматурга А. Е. Строганова. Сказать по правде, я впервые слышала это имя. А потому мне было очень интересно увидеть самого писателя (т.к. была обещана встреча с автором) и узнать о чём его пьесы. Конечно, мне ещё очень хотелось встретиться со своими любимыми артистами, с этим залом, снова почувствовать специфический запах "Драмы". Оттого-то я и летела, как на крыльях, на свидание с любимым театром. И вот оно состоялось...

Я вхожу в холл, тонущий в потоке света, и с головой окунаюсь в эту атмосферу праздника.

Хочу сказать, что зрителей в этот день было не очень много, но то, что бросалось в глаза - это возраст публики: в основном молодежь. И было видно, что они пришли по собственной воле, а не потому, что их сюда "загнали" учителя из школы или преподаватели из университета. Но вот раздаётся третий звонок, меркнет свет, занавес открывается и начинается пьеса "Лисицы в развалинах".

То, что происходило на сцене, я едва ли понимала, но, тем не менее, действие приковывало моё внимание, потому как в нем присутствовала некая мистика.

Спектакль шёл своим ходом, а я между тем стала опять-таки наблюдать за зрителем: кто-то наклонился вперёд и чуть ли не с открытым ртом смотрит на сцену, а кто-то развалился в кресле и умиротворённо наблюдает за происходящим. Но вот закончилось первое действие, началось второе, настал кульминационный момент. Вдруг артисты замолчали секунд на тридцать, - и в зале наступила звенящая тишина. В этот момент никто не шуршал упаковками от чипсов, никто не разговаривал, ни у кого не пиликал мобильник. Возможно, это и не было кульминацией самой пьесы (она сложна, и я не со всем разобралась), но это был, видимо, пик того внимания и напряжения зрительного зала. И мне стало отрадно за актеров, за режиссера и, конечно, за автора. Я поняла, что им всем удалось увлечь зрителя. Вероятно, большая часть сидящих в зале ничего не понимала тоже, но упорно пыталась это сделать...

Из театра я вышла с ощущением лёгкого разочарования и опять-таки жгучего интереса. "Лисицы в развалинах" не произвели на меня должного впечатления, но на следующий день мне предстояло увидеть спектакль "Якутия". Он поставлен на малой сцене театра только в этом сезоне и пользуется большим успехом у публики.

В зале был аншлаг. Мест не хватало, поэтому ставили стулья, но мне повезло: я сидела в первом ряду, прямо по центру, и всё действие происходило в одном шаге от меня.

В течение всего спектакля я пребывала в гипнотическом состоянии. Сначала я абсолютно ничего не могла разобрать, даже слов актёров, потом я стала вникать в суть, но почему-то не умом, а сердцем. Вероятно в этом заслуга таких великолепных, таких замечательных артистов, как Ольга Кириченко и Георгий Обухов. Я смотрела на них, и сама испытывала чувства героев. Конечно же, эта пьеса мне понравилась больше, чем предыдущая, но почему так, я и сама не понимаю.

Когда кончилось второе действие, я вышла из зала. Моё состояние на тот момент было таковым, что я никого не хотела видеть, слушать, разговаривать с кем-либо. У меня было одно желание - поскорее добраться до дома, лечь в кровать, укрыться с головой и просто лежать, ни о чем не думая (собственно мне это удалось). На следующий день легче мне не стало. Нет, я нормально могла со всеми общаться, отвечать на чужие вопросы, но на свои ответить не могла. Поэтому я возлагала большие надежды на встречу с самим Александром Евгеньевичем Строгановым.

Опять театр, малый зал. Напротив зрительских скамеек - стол и стул. Александр Евгеньевич задерживается... В ожидании автора, всех собравшихся потрясывает мелкая дрожь. Никакие убеждения (мол, чего бояться) не помогают.

Но вот он зашел, сел, начал говорить, и все страхи улетучились в мгновение ока. Я вдруг поняла, почему его пьесы так притягивают: да потому, что сам Строганов, как магнит. И сказать, что его было очень интересно слушать, - ничего не сказать.

Как оказалось, вопросы, которые пришли мне в голову, волновали не меня одну, и Александр Евгеньевич ответил на них, на все. Причём он отвечал на них с такой легкостью, будто знал заранее, о чем его спросят. Конечно, это стоит отнести к высокому профессионализму и удивительной коммуникабельности этого человека, т.к. он - врач - психиатр.

После этой встречи пьесы, казавшиеся такими сложными и недоступными, стали простыми и понятными. А мне захотелось не только посмотреть их ещё раз, но и прочитать.

Я всегда задавалась вопросом: "Есть ли в наше время такие писатели, произведения которых в далеком будущем будут изучать по школьной программе, как, например, Островского или Достоевского?". Так вот после этого экскурса в мир театра Строганова мне пришла в голову мысль, что Александр Евгеньевич вполне мог бы стать таким писателем. Но тогда будущим ученикам придётся поломать головы над его произведениями.

Я по-настоящему счастлива, что познакомилась не только с творчеством этого драматурга, но и с личностью А. Е. Строганова. И мне бы очень хотелось, чтобы подобная возможность появилась у большинства моих сверстников.

Лариса Мылтусова

Да, сущность бытия нам не понять,
Да, искренности чувств нам не проверить!
Но дайте, дайте же моим рукам играть,
Душе - любить, идеям - быть, а сердцу - верить!

Клубами дыма, смога и немножко темноты укрыла грядущая ночь еще не по-вечернему бодрый город. Испуганно сияют фонари, задорно шумят моторы машин, а из ближайшего окна раздаются разухабистые крики Теть Клав на Дядь Миш, звон разбиваемых тарелок и немножко душевных излияний, которые проявляются порой в самых неординарных языковых формах. Типичная картина такой любимой нами жизни, вот только почему-то она катастрофически не вяжется с моим нынешним настроением. Странно как-то: Как будто меня низвергли с небес на такую грешную и скучную землю. Пройдет! - поставила я самодиагноз. - Причина вполне ясна.

Виновником столь странного поведения явился Александр Строганов, гордость нашей драматургии и самая противоречивая фигура театрального Барнаула. Местные интеллектуалы обсуждают серьезные вопросы, гений ли он, сумасшедший или просто бездарность (да, есть и такие мнения!), впечатлительные особы нюхают нашатырь, а те, кто посерьезней, пытаются понять, что это за драматургия такая - маняще непонятная и чертовски интересная.

Отзвучали последние аплодисменты, на сцену обрушился занавес, а сознание зрителей, особенно особ пытливых, все не хочет успокаиваться. А дело в том, что драматургия Строганова напоминает таинственную книгу жизни, охватывая в небывалых масштабах все сферы нашего бренного и прекрасного бытия, от внутреннего мира и мельчайших нюансов личностной психологии до социальных конфликтов и отношений "Я и мир", "Я и бог", "Я и власть". Было бы глупо делить пьесы по различным тематикам, потому что все они - мозаика, калейдоскоп, сплав всех деталей окружающего нас мира и наших мировоззрений, но эти творения очищены от излишней "пустой" предметности, и тем самым сосредотачивают внимание драгоценного зрителя на том, что важно, нужно и - интересно. Пьесы Строганова настолько метафоричны, что на первый взгляд выглядят непонятными. Однако если задуматься, осмыслить свои ощущения, ты осознаешь, что понял-то в общем все, но только на уровне подсознания. Тебя начинает мучить другой вопрос - как сформулировать то, о чем думаешь. Есть вещи, которые звучат очень глупо, если их облечь в слова. Получилось это - так точно и так глубоко - лишь у Александра Строганова. Поэтому театр Строганова - театр ощущений, хотя бы потому, что ощущение - основной язык подсознания.

Нервы, рвущиеся прочь, точно рваные провода, паника, льющаяся из сердца как кровь из разрезанной артерии и: ни с чем не сравнимое чувство любви к жизни, какой бы она не была! Объять необъятное, понять непонятное, узнать - неузнаваемое!

У Строганова не пьесы, у Строганова - Творчество. Все его произведения - фрагменты одного взгляда, но взгляда умного и независимого. "Орнитология", "Лисицы в развалинах", "Якутия" - такие разные, но в то же время очень похожие - своей невероятной философичностью, символичностью и величием. Как античные люди, жертвуя всем, в том числе и жизнью, пытались отгадать загадку Сфинкса, так и я, ломая былые представления об истине и красоте, пытаюсь, судорожно и напряженно, понять все, что хотел сказать автор. А ведь я все это давно знаю, как знала это триста жизней и триллион мыслей назад: Понять - не важно, важно - прочувствовать.

Драматургия Александра Строганова нужна, сейчас - как никогда. Мы погрязли в быту, пустых иллюзиях, вдалбливаемых в наши многострадальные головы с голубого экрана, и за этим миром предметов стали забывать о настоящем, добром, вечном. В своем творчестве, Александру Строганову удается наделить ржавую кружку философским подтекстом, а ничем не достопримечательную веревку - своим особым смыслом. И каждое слово, и каждый жест.

А нам, в свою очередь, хочется взорвать мир, встряхнуть занудно спокойные души и вымыть, выскрести из своей все пороки, грехи, глупости! Заполнить всю пустоту - Истиной!

На улице все еще людно. Куда-то бегут тети Зины, чего-то ищут дяди Коли, а всезнающая луна созерцает это, и загадочно улыбаясь, молчит. Город мерцает тысячами огоньков, и за каждым спрятана другая жизнь, другие чувства, другие понятия: Свернув в переулок, ведущий на Молодежную, я еще раз огляделась. Да, все как будто изменилось. Не знаю, как там все эти дяди и тети, а мне кажется, я узнала о жизни чуточку больше. И стала чуть-чуть счастливей. Результат?

Людмила Алексеева

Уединенные, или Дом на краю Вселенной

Мечта об уединении, созерцании, гармонии с природой и жизни в природе всегда присутствуют в моем сознании, а может быть, в памяти. Генетической памяти от великих предков - древлян, славян, русичей... Памяти ярких образов из рассказанных историй в детстве и юности. О монахе-отшельнике, живущем у святого источника недалеко от села Сорочьего Лога Первомайского района. Бьющий из-под земли ключ монах очистил от грязи и мертвых листьев, освятил его и "дарует воду животворящую нуждающимся в утешении". О группе людей, обитающих в лесах Горного Алтая индейским племенем или религиозной общиной. Но чаще всего мне видится огромный лес и лесничий-главнокомандующий, одинокий воин в своей "штаб-квартире", рубленой избе, посреди леса. Он охраняет границы зеленого царства от врагов-браконьеров. А жена его - царица лесная. Сидит на пороге и ласкает оленей и кормит птиц из рук. И только вдвоем, представляется мне - гармония и идиллия. Нет греха - да откуда бы взяться ему, раз нет никого кроме них, любящих друг друга мужчины и женщины. Жена и муж - брат и сестра...

Спектакль "Якутия" Александра Строганова вновь пробудил образ любви, древней и юной, свидетельница которой - лишь природа, любви Адама и Евы, стареющих, как я прочитала в небольшом комментарии. И я подумала: "Это мое" - и готова была увидеть "рай на земле".

Вначале я увидела стариков, его и ее, которые боятся потерять друг друга, стать одинокими в пустыне Космоса. Вдвоем они не одинокие, а уединенные, одни, но не один и одна. Мечтают остаться одни все влюбленные. Мура и Якут ушли от людей, чтобы стать счастливыми, подальше от зависти, малодушия и подлости, подальше от людей и их собак, от "людей-собак". Еще - подальше от греха.

Но вскоре становится понятным, что грех и здесь, среди них уединенных. И грех их - память. Память мешает им создать рай, губит идиллию. В сознании Муры и Якута она засела глубоко, прорывается наружу оговорками и снами. Каждый день поутру, садясь за стол, они говорят: "Как хорошо, что здесь нет собак. Где собаки, там и люди. Да-а-а... Где собаки, там и люди. Где люди, там собаки. Мы одни. Дикие звери не в счет. Да, дикие звери не в счет: они не видели людей". Эти слова, как молитва перед едой, благодарность за хлеб насущный. А молитва эта, как заклятие. Всякое заклятие - убеждение. Якут и Мура скрывают друг от друга свою память. Не часто ли в нашей жизни происходит так. Мужчина и женщина, живущие вместе, прячут в укромных уголках шкафчиков память о прошлом, которая иногда бывает сильнее, чем жизнь настоящая. Но память Якута и Муры об общем прошлом, страшном и грешном; к жизни такой они не хотят возвращаться, даже в памяти. Оба они совершили грех. "Это твой грех, ты его родила". "Но ты его убил!"

Память сильнее. Сильнее любви и воли. Память пытается отрезать Якут, как гниющую руку или ногу хирург, - он бывший "анатом", а кажется бывшим хирургом - и сбрызнуть нафталином, будто живой водой. Но все наоборот. Человек без памяти становится трупом (ведь Якут бывший "анатом"). Отрезать память может только веревка с петлей, уничтожив вместе с ней человеческую жизнь. Веревка постоянно оказывается в руках Муры и Якута - в качестве морфина - когда не станет сил терпеть.

Мне становится страшно, когда я понимаю, что они не одни в своем уединении. Для памяти третий стул между ними, третья тарелка вареного картофеля, который они едят для того, чтобы забыть вкус клубники.

Все здесь для того, чтобы забыть. Они сами здесь для того, чтобы забыть.

Наконец, память прорывается наружу. Старики все чаще и чаще вспоминают, делая слабые попытки отвязаться от памяти, уверяя друг друга, что ничего не помнят. Потом память становится воплотившимся образом, матерей, телом - телом их погибшего сына. Дальше - сыном. Перестав бороться и примирившись с воплощенной памятью, они становятся счастливыми.

Для меня "Якутия" Строганова - рассказ о двух людях, живущих только друг для друга, друг в друге. Они "ушли" далеко-далеко от людей. И не считают себя больше людьми, потому что бессмертны. Где люди, там и смерть. У бессмертных нет памяти. Беспамятными могут быть только мертвые.

Где люди, там грех. Где собаки, там и люди. В начале пьесы лают собаки.

Марина Силкова

19 января 2005 года

Сегодня вечером была в Театре. Боже, как давно я не была в Театре! Незнакомые лица, занавес, постепенно выключают свет и на сцене начинают "жить" актеры. Актеры, которые играют судьбы других людей. Иногда им приходиться быть шутами, счастливчиками судьбы, возлюбленными или врагами, безумцами или тихонями, злыми или добрыми. На сцене могут постоянно происходить битвы добра и зла. Все, что показывают нам актеры - это наша жизнь, жизнь реальных людей, живущих вместе с нами.

А сегодня на сцене была показана жизнь людей, попавших в этот мир для того, чтобы они научились справляться с кризисом, не страдать и не винить злодейку судьбу в том, что она их обделила.

В нашу жизнь неизбежно вторгаются полосы неудач. Однако для этого нужна своя причина. Иногда мир будто сплачивается против нас, и мы спрашиваем себя: "Почему это случилось именно со мной?". Столкнувшись с неизбежным, кто-то из нас выстоит, а кто-то отступится и потеряет уверенность в себе. Но каждый переживет свою трагедию. Каждый и по-своему. Кто-то поймет урок судьбы и больше не будет делать то, что принесло бы боль и разочарование себе или близким ему людям. А кто-то еще больше разозлиться, и будет утопать в безверие, ненависть, страх, подозрение.

Некоторым людям, чтобы справиться с кризисом внутри себя нужна помощь. Не важно, чья и не важно какая.

Наверное, не зря судьба свела всех героев вместе. Все они - помогают не только себе, но и другим. Тысяча "случайностей" и тысяча друзей приходят к нам, чтобы показать, как преодолевать препятствия, с которыми, на первый взгляд, слишком сложно справиться в одиночку.

Проблемы - для решения.

У каждого героя есть своя несбывшаяся мечта.

"Сначала все плохо-плохо, а потом все будет хорошо".

А ведь это на самом деле так...

20 января 2005 года

Не могу забыть "Лисицы в развалинах". Постоянно думаю. Мысли не уходят. Эта драма дала мне "пищу", интеллектуальную. И это не зря.

Сегодня я проходила мимо парка с аттракционами. Я не могу тратить деньги впустую и потому принялась просто разглядывать посетителей. Долго простояла перед "бешеным аттракционом": я видела, что люди ищут острых ощущений, но, когда все это приходит в движение, умирают со страху и кричат: "Остановите!".

Чего же им надо? Если они выбрали для себя приключение, разве не следует настроиться на то, чтобы идти до конца? Неужели они считают, что благоразумней будет пройти мимо этих крутых подъемов и отвесных спусков да сесть на карусель, которая крутится на одном месте?

"Бешеный аттракцион" - это жизнь. А жизнь - это пряная, ослепительная игра, это прыжок с парашютом, это - риск, ты падаешь, но снова встаешь на ноги, это - то, что называется "вылезти вон из кожи", это - тоска и досада, если не удается совершить намеченное.

И теперь, как только мне станет грустно, я вспомню этот аттракцион. Что бы я почувствовала, если бы заснула и внезапно проснулась на нем?

Наверное, прежде всего, что мне страшно, что меня тошнит, что я хочу убежать отсюда. Однако если поверить в то, что рельсы - это и есть моя судьба, а вагончиком движет Бог, то кошмар станет восторгом. Вагончик надежно и бережно доставит тебя в пункт назначения, а пока путешествие длится, гляди по сторонам, вопи от восхищения.

Вечером - "Якутия". Сгораю от нетерпения увидеть.

21 января 2005 года

Спектакль был на малой сцене. Я сидела на первом ряду и поэтому чувствовала, что там не два человека, а три - Якут, Мура и я.

С самого начала меня терзала мысль о том, что я не понимаю. Пыталась увидеть, услышать то, что помогло бы понять. И настолько устала, что отпустила все мысли и была там, в идиллии. Страх перед непонятным ушел, а безупречная игра актеров заставила быть там на все 100 %.

Мы всегда задаем себе вопросы вроде "Добры мы или злы? Что делать с таким противоречием?". Мы - что-то вроде поля боя между ангелами и демонами. В нас действительно есть части, которых мы не можем до конца объяснить - например, недобрые мысли, грехи - но мы способны контролировать их и выбирать в себе наилучшее.

Как бы ни были сильны эти внутренние конфликты, мы способны их преодолеть. Мы можем сделать шаг к лучшему образу жизни - в том смысле, что более разумно, более практично быть добрым, чем злым.

По персидской легенде, род людской сотворен как союзник Добра и, в соответствии с традицией, в конце концов одержит победу. Но много столетий спустя появляется другая версия - человек есть орудие Зла.

"Якутия" показалась легким повторением.

В райском саду, наслаждаясь все, что только можно себе вообразить, живут мужчина и женщина, одни. Для них существует один-единственный запрет: эта супружеская пара ни в коем случае не должна познать, что такое Добро и Зло. Господь-Вседержатель говорит им: "От дерева познания добра и зла не ешь.." (Книга Бытия, 2:17).

Но вот в один прекрасный день появляется змей, который ручается честным словом, что это познание - гораздо важнее самого рая, а потому супругам необходимо обладать им. Женщина поначалу отказывается, говоря, что Бог приговорил им за ослушание смертью, однако змей обещает, что ничего подобного не случится. Совсем наоборот - в этот день, когда они познают Добро и Зло, они станут богоравными.

Еву удается убедить, она пробует запретный плод сама и дает кусочек Адаму. В итоге супруги изгнаны из рая.

Якут и Мура боятся повторить историю Адама и Евы, потому что не хотят покидать идиллию.

Как бы то ни было, мы от самых своих истоков обречены двигаться в вечном разделении между двумя противоположностями, между Добром и Злом.

В конце спектакля мне безумно захотелось плакать. Не знаю почему. Просто настолько наверно была под впечатлением.

22 января 2005 года

P.S. Как хорошо, что я попала именно на эти спектакли. Быть может мысли, которые посетили меня, помогут мне в будущем. Ведь ничто не случайно.

Марина Сметанина

Три шага к Строганову
Первый шаг - "Лисицы в развалинах"
(режиссёр - Карэн Нерсисян. Москва)

Я была на премьере(17 ноября 2000 г.). Я помню - на сцене А. Строганов - что то радикально новое для местной драмы. А в зрительном зале люди объясняют друг другу: "Спектакль о политике! Это такой-то, а это мы: " Или " Конечно, спектакль о религии, о взаимоотношениях общества людей и Бога, не ужели не понятно?.." Всё понятно.

Правильных ответа всегда два: ответ драматурга и ваше мнение. И вот спустя четыре года после премьеры, автор говорит, что "Лисицы в развалинах" это его единственная пьеса о социальных проблемах нашей современности, но, обозначая тему, упоминает о Христианстве и пути человека к вере. Выходит, правы все.

Мне пьеса показалась родственной по сюжету с "Жёлтой стрелой" Виктора Пелевина. Общая идея изображения жизни, как поезда: С разными пассажирами, многочисленными их попытками сойти с рейса. Отличие этих поездов в том, что "поезд Строганова" неподвижен. Его пассажиры находятся в постоянном страхе и ждут развития событий, но со временем привыкают к такой ситуации, строят своё государство, подчиняются людям в форме из паровоза и не обращают внимания на необъяснимые явления.

Например, искусство левитации бродяги Гоги не вызывает удивления, а легко объясняется, тем, что у него резинка к спине привязана. Причём, к чему привязан второй конец резинки не известно:

Каждый увидел на сцене, что хотел, что считал нужным. На мой взгляд, пьеса действительно о нас. О наших переживаниях, глупых страхах, бесконечных проблемах. А наша планета (страна или город, кому как больше нравиться) обречена на долгую жизнь, так как конца света, похоже, опять не случилось. Хотя, говорят, кто-то уже слышал стук копыт:

Безусловно, при постановке этой пьесы, театр пошёл на большой эксперимент, так как барнаульские зрители были абсолютно не подготовлены.

К тому времени в репертуаре значилось всего двадцать спектаклей, из которых восемь - разнообразные комедии (от лирических, до весьма сомнительных), три - фарса и четыре - сказки для детей. Тот, кто следит за театральной жизнью города, наверняка помнит, что разговоры о "Выходе на новый уровень" Драмтеатра начались, ещё в феврале 2001-го, после премьеры "Трёхгрошовой оперы" (Режиссёр - Юрий Пахомов), подтвердились после появления в театре Владимира Золотаря.

И вот теперь Алтайский краевой театр драм им. В. М. Шукшина представляет мастерскую Александра Строганова.

Сегодня городу необходим такой театр. Именно стремление к искусству отличает человека от животного, но физиологические потребности гораздо выше духовных - это естественно.

Драматургию Строганова принято считать сложной, непонятной, особенной. Что же это? Философия Строганова? Вряд ли. Философии не место в драматургии. Для философских вопросов характерна радикальность. Философия - мнение одного человека. "Философия" Строганова - это не мнение, не движение, не культура - это реальность, это правда.

Шаг второй - "Дивертисмент" в Подвале
(режиссёр Сергей Куц)
Любовь и рыбы.

Дивертисмент - программа, состоящая из номеров различных жанров, преимущественно показывающиеся в драматических театрах после основного представления.

"Дивертисмент" - это пьеса А. Строганова. Пьеса, традиционно психологически сложная.

В зрительном зале камерного театра "Свеча" широко известного в узких кругах, как "подвал" не было свободных мест. Здесь собрались люди, которых в театре называют специфическим зрителем. Образовав эдакий светский раут, зрители принялись обсуждать творчество Александра Строганова и последние премьеры местных театров, стараясь не обращать внимание на девушку, которая спала на старом диване, расположенном всего в двух метрах от первого ряда. Расшитый бумажными цветами тюль заменяющий занавес упал, обозначив начало спектакля. И вот - Полина встала с дивана, подошла к столу, взяла в руки бумажную ленту. Анна спустилась к Полине пить чай с вишнёвым вареньем.

А зрители заворожено следили за каждым жестом актрис, и невольно сравнивали свою жизнь с жизнью Анны и Полины.

Анна Уклейко и Полина Уклейко - две женщины, живущие в одной квартире - прячущиеся от внешнего мира в своей маленькой норке.

Полина делает и продаёт бумажные цветы, кормит этим себя и Анну. Анна не бывает на улице. Она боится окружающего мира, шума машин, яркого света, людей и тёмных арок.

Анна любит чай с вишнёвым вареньем и разговоры. Полина любит Анну, свои цветы и некого удильщика. Анна сходит с ума от одиночества и страхов.

Полина заваривает чай из бумажных лепестков.

В антракте зрители разошлись по коридорам подвала, кто-то выяснял у знакомых, что происходит в зале и на сцене, кто-то молча курил.

Взаимоотношения двух одиноких женщин, - пожалуй, лучшая пища для психологических размышлений. Одна из загадок пьесы в том, что автор не говорит о том, кем друг другу приходятся Анна и Полина. В бесконечных диалогах перед зрителем появляются, то сёстры, то враги, то любовницы, а то мать и дочь, объединённые странной фамилией - Уклейко, и фамилией ли?

Уклейки это род пресноводных стайных рыб семейства карповых.

Сходство Анны и Полины с рыбками очевидно. Недаром они называют удильщиком единственного существовавшего в жизни обеих мужчину.

"Дивертисмент" оставляет за зрителем право самому разбираться в смысле и сюжете произведения. Чем закончился спектакль? Не знаю. Сложно говорить, но что-то произошло. Анна оказалась рыбой способной пустится в плавание за кораблём, а Полина так и осталась запертой в душный туман подводного царства.

Шаг третий (на сегодня последний) - Премьера "Якутия"
(Мастерская А. Строганова)

Антология одиночества

Белых окон стёкла фрески -
Занавески декабря.
Я клянусь, на Достоевском,
Вы погубите меня:
Жизнь прошла. Ошибка та же.
Тайна в кончиках волос.
Вроде даже быт налажен,
Только что-то не сошлось.
Ждут Гекуба и Софокл
В гости сына - подлеца.
От слоёных створок окон
До победного конца.

***

В театре Строганов -
Любо-дорого.
(В старом городе
Что-то новое.)
Мы с тобою
Не застрахованы
От чего-то
Потустороннего.
Мы названия
Граней конуса
И вершин его
И сторон его.
Улетаешь
В окно автобуса
Смятым фантиком,
Без причин на то.
Ты же знаешь,
Что эта causa,
Та же casua.
Но без повода
Улетаешь?
Стой, сердце! Пауза.
Ты с ума сошёл,
Там же холодно.

Маша Дубровская

Для меня спектакли по пьесам Александра Строганова "Лисицы в развалинах" и "Якутия" объединились и органично сложились в одну общую историю, как части целого или кусочки мозаики. Может это немного странно: поскольку они отражают две, если не противоположные, то по крайней мере абсолютно не похожие картины мира, но тем не менее попробую объяснить, почему мне все представляется подобным образом.

Атмосферу спектакля "Лисицы в развалинах" наполняет холод, одиночество и общее ощущение безысходности. Герои находятся в пограничном состоянии, для каждого из них наступил свой конец света - они не могут найти выход из этого страшного мира. Однако каким бы тяжелым не было это положение, надежда на освобождение у пассажиров странного поезда, как это ни странно, все ещё сохраняется. Даже разочарованный писатель верит в то, что скоро все изменится к лучшему, ведь после дождя солнце всегда светит ярче. И судя по всему, эта надежда не беспочвенна: перемены действительно происходят.

В "Якутии" мы видим обратную ситуацию, Якут и Мура, желая спрятаться от призраков прошлого, создают свой собственный идеальный мир, в котором, как они считают, есть все, что нужно для счастья. Вот только в этой формуле что-то не сходится. Сомнения в том, что Якутия - это рай возникают, когда Якут задается вопросом: "Откуда я знаю, что это и есть счастье? Ведь мне не с чем сравнивать?!"

Якутия задумывалась создателями как место, в котором не будет зла и насилия, но они просчитались, забыв о том, что эта идея утопична по своей сути. Еще булгаковский Воланд говорил о том, что добро и зло, свет и тьма неотделимы друг от друга, одно не может существовать без другого. Единство и борьба противоположностей -это принцип, который движет миром. В Якутии нет альтернативы, а значит нет и движения жизни. Формалин сохраняет в неизменном состоянии не только людей, но и все пространство, окружающее их. Кажется, ничто не может изменить или разрушить эту застывшую не живую идиллию. Но, как это ни парадоксально, механизм жизни в Якутии запускает мертвый. Бибигон словно инородное тело в этом мире, воплощение зла и жестокости для Якута и Муры. Но они любят своего сына, а потому не могут отвергнуть его. Так что им все-таки приходится впустить частицу тьмы в свой искусственный " светлый" мир и это обстоятельство полностью меняет его, делает живым и настоящим.

"Лисицы в развалинах" и "Якутия" не связаны общими сюжетными линиями, но тем не менее они складывают единый образ и модель построения мира. Эта модель строится на взаимодействии и взаимопроникновении противоположных начал, её графическое воплощение- символ восточной философии Инь-Янь, в котором светлое и темное сливаются в единое целое. Спектакли по пьесам Александра Строганова напомнили мне этот символ: луч надежды в аду развалин и темный призрак рая - необходимые условия продолжения движения и развития жизни.

Наталья Куц

Знание будущего всегда было мечтой человечества. Люди всегда искренне верили предсказаниям астрологов и шарлатанов, с энтузиазмом ждали конца света и даже не задумывались о том, что будущее приходит незаметно, а не в какой-то определенный день и час.

Я совру, если скажу, что думаю об этом, стоя на площади Сахарова в ожидании подруги, с которой мы решили пойти в театр на "Лисиц в развалинах".

Стыдно признаться, но спектакль "Лисицы в развалинах" был второй постановкой, увиденной мной в театре. Первое посещение "храма искусств" не произвело на меня никакого впечатления, хотя то и была знаменитая питерская Александринка, Тот мир, на который я, зевая и водя пальцем по золоченой лепнине перил, взирала с бельэтажа, не имел ничего общего с моим собственным миром. В тот раз я, как казалось, окончательно, решила: в театре мне делать нечего.

Я смутно помню, что именно приводит меня в театр во второй раз; может быть, это скука, а может быть, что-то другое. Так или иначе, в назначенное время я вдруг оказываюсь в сияющем, светлом и скользком фойе театра драмы, которое мне, озябшей, кажется выточенным из цветного льда. Вот тут - то все и меняется. Наверное, виной всему высокие зеркала, отблескивающие вечным торжеством; мне неизвестно почему кажется, что в этих стенах готовятся к новому году - не тому празднику, надгробием которого мне десять минут назад казалась разрушенная горка на площади у театра, а к другому, еще лучше, еще новее. Вокруг ходят люди, которые кажутся мне полубогами - оттого, что некоторые из них поразительно похожи на портреты, развешанные по стенам. Мне вдруг становится так радостно, что хочется провальсировать по фойе, размахивая гардеробным номерком. Но меня вовремя отрезвляет мысль, что я в театре не одна, да и вальс танцевать до сих пор не умею.

Вертя головой направо и налево, вхожу в зрительный зал и оглядываю венок разноцветных плеч и затылков в передних рядах. Какой - то парень, смеясь доказывает своему соседу, что спектакль о жирафах. На программке, невежливо рассмотренной через чье - то плечо (свою купить так и не удосужилась) - размытая, как- бы подернутая туманом репродукция когда-то уже виденной мной старинной гравюры с четырьмя грозными всадниками. Вспоминаются жутковатые слова о конях рыжих и бледных. Название спектакля тоже вызывает массу вопросов и туманных ассоциаций. "Это о конце света, что - ли?!" Короче говоря, минуты до последнего звонка проходят в бесплодных размышлениях, кто автор рисунка и при чем здесь жирафы с лисицами. Поэтому , когда перед началом спектакля выступает Александр Строганов, я обращаю внимание только на его "купеческую" фамилию. Его слова пока еще ничего для меня не значат.

Свет в зале гаснет, и занавес медленно расползается в стороны:

- Бред сумасшедшего!

- А мне понравилось!

- По какому случаю этот снег?

Все это я слышу, отделяясь от толпы, которая медленно стекает с крыльца театра и разливается на отдельные ручейки и капли. Я - рыжая капелька - чувствую себя неуютно в этом потоке: выходя на улицу я только с третьего раза попадаю в ставшие вдруг необыкновенно узкими двери и то и дело с кем-нибудь сталкиваюсь. Мне, удивленной, уже нет дела больше ни до чего: я тщетно пытаюсь понять, что же произошло несколько минут назад на сцене. Помнятся странные декорации - переливающаяся звезда - паутина над головами актеров и почему-то раздражающие белые шары на полу, помнятся слова юродивого - летуна Гот о всадниках, которых никак не могут найти. Помнятся рыжие волосы проводницы Светланы , дым и стук колес стремительно стоящего на месте поезда. Но все это никак не складывается в единое целое, как не складываются слова в строчки у бездарного поэта.

- А я поняла все, от начала до конца, - говорит своим спутникам девушка, идущая впереди меня.

Первая мысль: я зря топчу землю.

Час спустя, когда я в сотый раз пытаюсь сосредоточиться на домашнем задании, на мою сонную голову неизвестно откуда сваливаются слова: Никто не должен умирать. Ничто не должно кончаться.

Я удивляюсь и не могу понять, какое отношение этот парадокс имеет к закону Ома.

Уроки так и остаются невыученными.

На следующий день я иду в театр с тайной надеждой, что второй спектакль хоть сколько-нибудь объяснит мне первый. Но, усевшись на скамейку в первом ряду, я сразу же забываю вчерашний вечер. Малая сцена очаровывает меня. Вот она, старая знакомая, булгаковская картинка - коробочка: горит свеча, движутся фигурки, и хочется зажать эту маленькую сцену в кулачок, унести с собой перед всеми хвастаться этой диковинной живой игрушкой и никогда-никогда не расстаться с ней. Живые куклы, которые я вижу внутри коробочки, ужасно занятны. "Якутия" завораживает меня: бесконечный диалог героев, их движение по замкнутому кругу сцены, манипуляции разными предметами - все это действует подобно гипнозу. Повторяемые слова и реплики звучат, как заклинания. Я смотрю на сцену и не могу отвести глаз; точно так же, наверное, смотрят на удавов маленькие белые кролики. Отличие одно: сейчас удав не желает кролику зла, да и сам ушастый зверек замирает не от ужаса, а от любопытства. Мне все больше и больше кажется, что в пьесе описано то, что я уже когда - то чувствовала, о чем уже думала. Есть в спектакле эпизод, который меня почти пугает: Якут пытается выложить узор, долженствующий принести людям счастье. Когда я вижу это, мне отчетливо вспоминается страшный сон, который часто снился мне в детстве: я складываю причудливую комбинацию из прозрачных синих шаров, но фигура не сходится, все рассыпается, я складываю снова и снова, и каждое несовпадение для меня страшнее смерти. Уловив это странное сходства моего кошмара с действиями героя, я не знаю, что и подумать; мне кажется возмутительным то, что автор не только подслушивает мои мысли и подглядывает мои сны, но и демонстрирует их всем желающим. И, кажется, только в этот момент я осознаю, что Строганов - не портретно-плоский и черно-белый Толстой или Достоевский из учебника литературы, а живой человек, такой же, как я, только старше, умнее и опытнее.

После спектакля я не могу ни с кем разговаривать. Идя домой, я думаю, что никогда больше не сяду в первый ряд: там не удобно плакать. Вторая мысль надо сходить на "Якутию" еще раз.

Дни идут за днями и я не могу думать ни о чем, кроме театра. Сижу ли я за партой, иду ли по улице - каждую минуту мне вспоминаются слова, жесты, голоса, костюмы, лица актеров, все, все. Каждый день добавляет что-то новое к моему пониманию Строганова. Вновь и вновь прокручивая их в голове, я всякий раз замечаю детали, которых не видела раньше, и удивляюсь, как могла пройти мимо них. Я увлечена странной игрой: смотрю как спектакль распадается на эпизоды, словно ткань на отдельные нити; туманные образы перевоплощаются в живые фигуры, дымка тайны спадает, обнажая простые житейские истории. Я вижу перед собой людей таких же обычных, как мои соседи по этажу, узнаю их ничем не примечательные биографии, каких тысячи. Я знаю и понимаю каждого из них, каждое их слово, каждый поступок. Но вот опять встает радужный туман, людские судьбы сплетаются и связываются в причудливых сочетаниях, приобретая вдруг новое, небывалое значение и почти библейский смысл. Какие необычные сюжеты рождает ум художника! Какое удивительно целостное слияние простого и сложного, высокого и обыденного!

Незаметно для себя я открываю новое важное свойство пьес Строганова - ориентацию не на разум, а на чувства; мало понять головой то, что творится на сцене, нужно увидеть это душой, ощутить ритм, дух. Счастливое открытие! Значит, нет дела до социальной значимости и злободневности этих произведений - все отходит на второй план. На первое же место выходят ощущения, впечатления, малейшие движения души. Это уже не просто психологизм, это нечто большее, нечто тонкое, почти святое, Свет, цвет, движение, пульс - вот то, что становиться главным, воспринимается особенно остро и запоминается на долго. В этом сходство пьес со стихами, но, в отличие от стихов, они гораздо сложнее по своей структуре: средством выражения мысли служат не одни только слова.

На спектакли по пьесам Строганова нельзя приходить как на увеселительные мероприятия, с желанием отдохнуть и развлечься. Они требуют не "ленивого внимания", а работы мысли. Только тогда можно проникнуть в их смысл. При всем желании я не могу похвастаться тем, что мне это полностью удалось. Могу сказать одно: я навсегда влюблена в театр и творчество Александра Строганова. Мне хочется прочитать все его стихи и увидеть все его спектакли, хочется постигать их странный мир, видеть в них вечное и повседневное, окружающих людей и саму себя.

Странно об этом говорить, но после двух вечеров в театре, мне стало казаться, что в мою жизнь вошло что- то новое. Я чувствую себя другой с того момента, как в чуткой тишине зала между репликами актеров услышала, чьи то слова:

- Да, нам нельзя друг без друга. В одиночестве мы беззащитны, как котята под дождем, даже если искренне верим в то, что спокойны и счастливы. Мы должны быть вместе, и тогда страшные всадники никогда не сойдут с рисунка на программке, и минуют нас непоправимые беды и неизбежные кануны, и впереди будет ждать счастье, выложенное узором из свеч на белом столе. И никто никогда не умрет, и ничто никогда не кончится.

Сделала я и еще один вывод. Вместо знакомой с юных лет шекспировской истины, я открыла новую, свою собственную: не мир - театр, а театр - мир. Если же говорить о театре Александра Строганова, это - мир новый. Не одна только Мура, но и все его герои и он сам - в будущем, которое наступает сейчас, сию минуту, когда я сонная пишу эти строчки, которое наступало уже тогда, когда я, еще не подозревая о нем, мерзла у входа в театр. Какая же это радость - вечное будущее! Оно идет, близиться, стучится в дверь, оно играет и переливается в руках, как живые алмазы далекой Якутии.

Ольга Анцупова,
10 Е кл., МОУЛИ № 3

Вместо вступления (или отступления)

Мне всегда было интересно, как многочисленные исследователи творчества того или иного автора, могут с уверенностью интерпретировать его творчество, разбирая текст на мельчайшие составные частицы. Процесс этот, по моему мнению, очень напоминает ощипывание павлина... Нельзя лишить текст цельности, не потеряв его.

И еще один важный, на мой взгляд, момент. Каждый читатель - автор своего собственного текста, который рождается у него по прочтении авторского оригинала. Не бывает двух одинаковых интерпретаций текста, как не бывает двух идентичных личностей. Поэтому, я считаю, что не должно стоять вопроса о "единственно верном" понимании авторского текста. Это личное.

Что я могу рассказать о спектакле "Лисицы в развалинах"

Ничего определенного, спешу Вас заверить... Интересно, не правда ли? После просмотра спектакля ко мне подошла девушка и спросила: "А ты как думаешь, они все умерли?", и я не знала, что ответить. Вернее, я не считала принципиально важным, умерли ли герой пьесы, да и вообще жили ли они... Кажется, это не важно!

Что же тогда важно, спросите Вы? У меня появилось ощущение, которое называют рефлексией. Я как бы остановилась посреди дороги и пыталась вспомнить. А что же там было на этом пути? Насколько это важно теперь... Так и герои пьесы, которые перед лицом вселенских перемен невольно задумались о том, кто есть кто. Важно ли то, что старый еврей, Мудрый, всю жизнь хранит документы? А может важнее то, что он поверил в праздник, праздник Освобождения? А освобождение это от чего, не от документов ли? Стоит ли осуждать простую женщину, которая теперь работает в центре развлечений? Раньше - медсестра, теперь - проститутка. Это аморально? Конечно, не аморально только быть всю жизнь скромной, положительной и несчастной в своем одиночестве. Кто такой Гога? Человек с принципиально новым взглядом на мир? Сверхчеловек? Да ведь он, наверное, просто бомж. А это не одно и тоже?

Столько вопросов! Но все они, для меня, сводятся к одному. Что есть суть человека? То, что воспитывается в нас социумом, то, что обусловлено обществом и временем, в котором мы живем? Да нет же, это не главное. Важнее сущность человека, его внутренний мир, тот ребенок, который живет в каждом из нас...

Интересно, что только перед лицом глобальных перемен, только когда человек оказывается "вырванным" из контекста своей привычной жизни, он вспоминает о своей сущности, вспоминает о главном...

Получается, что вселенские перемены это шаг к высшему пониманию, к постижению каждым из нас первооснов жизни?! Значит, всем нам нужен Праздник Освобождения, катарсис?!

Вопросов много. Есть ли ответы? Да, но не у автора, не у режиссера, не у актера. Ответить могу лишь я сама.

"Якутия" - что это? Земной парадиз или...

"Якутия". С тех пор как услышала название спектакля, оно постоянно присутствует в мыслях. Где-то на заднем плане.

Простор, чистота, тайна, ожидание, мягкая метель, обновление, покой... Якутия. Это до спектакля. А как на самом деле? Простор, чистота, тайна, ожидание, мягкая метель, обновление, покой...

Неужели я чувствовала Якутию? Этого не может быть. Наверное, у каждого своя Якутия.

В идиллии создается модель семьи, трагедия которой в том, что ее члены не могут жить счастливо друг без друга. Но они не могут и жить счастливо друг с другом...

Почему попытка создания идиллии Якутом и Мурой не увенчалась успехом? Потому, что в Якутии не может быть томительного ожидания, щемящей тоски, боязни воспоминаний или болезненного беспамятства. Потому что в Якутии могут жить только двое: Якут и Мура, Мура и Якут. Но ведь есть и память о НЕМ. Значит, идиллия невозможна. Скорее всего, возможна, но с ним.

Заслуживает ли прощения Бибигон, грешный сын, который принес столько несчастий своим престарелым родителям? Может и не заслуживает, но без него нет Якутии, нет идиллии.

Что же важнее для человека? Жить в искусственно созданном мирке, боясь вторжений из вне, или уметь прощать. Прощать тех, кто согрешил против Вас и возможно еще согрешит... Может, именно такая жизнь безгрешна?

Опять вопросы. Вопросы вечные. Вопросы важные. Ответ никто не подскажет. А вот вопросы мне подсказал автор спектаклей.

И в заключение...

Не получилось у меня создать картину мира, мира Александра Строганова. Не вышел и цельный рассказ о просмотренных спектаклях. Я даже не смогла определенно выразить свое отношение к ним. Но, поверьте, что-то изменилось. Изменилось во мне.

И еще, теперь я знаю, что все мы живем мечтой, мечтой о якутии...

Ольга Кислякова

О "Якутии"

Ледяное безмолвие
Белых снегов.
Среди них зачарованно
Длится сон без грехов.

Безмятежность невечную
Вспышка памяти рвет.
Настоящее, прошлое -
Ничего не уйдет.

Не предашься забвению,
Хоть молчи - не молчи.
Сила памяти - вечная,
Не растает в ночи.

Ледяное безмолвие
Белых снегов.
Здесь никто, кроме НИХ
Не оставит следов.

Двое: ОН и ОНА.
Двое: МУЖ и ЖЕНА.

В их волшебной Якутии
Ни собак, ни людей,
Только жизнь бесконечная
Без забот и страстей.

Только так получается,
Что ночами порой
Прошлое возвращается,
Нарушая покой.

Нет Идиллии вечной,
Ей приходит конец,
В Рай земной возвращается
Он, из Ада гонец.

Оживет с новой силой,
Что, казалось, ушло,
Что, казалось, забыто.
Но забыть все... грешно!

Но как может вернуться,
Кто ушел в никуда,
Разве может вернуться,
Что ушло навсегда?

Только грех незабвенен,
Он оставил свой след,
Он незыблем, реален,
Как закат и рассвет.

ОН не верит, но видит,
Но не хочет признать.
А ОНА ... Она помнит:
Им пришлось так страдать!

Но надежда есть с верой,
И огромна любовь!
Значит, есть у них силы,
Чтобы вместе быть вновь,

Чтобы выложить вместе
Из алмазов узор,
Чтобы есть землянику,
Жить без боли и ссор.

И Идиллия вечна,
И любовью полна,
И метели не страшны -
Ведь наступит Весна...

27.01.2005

О "Лисицах в развалинах"

Конец всего.... Когда же он наступит,
И тьма весь мир внезапно поглотит?
Быть может, дня того не будет,
И грех свой каждый замолчит?
Погружена в глубокое раздумье,
Не замечаю я, как гасят свет.
Быть может, здесь, в чужом порыве вдохновенья
Найду я на вопрос ответ.

Все. Остановка. Надолго ли?
Что за станция это?
Каждый спрашивал себя,
Но не находил ответа.
И казалось всем порой,
Что конец - это начало,
Что тот выдумщик - герой,
Но все Время расставляло.
Праведник ты иль ты лжец -
Всех рассудят, все рассудят.
Все равно перед Концом,
И по совести все будет
Люди думают о Дне
И пришествия боятся.
Все мы слепы, как дитя,
Мы должны себе признаться:
Этот адский механизм
Кем-то злым давно запущен.
Оглянись вокруг себя:
Мир погряз во злобы гуще.
Но осталась ведь Любовь!
И ее с нами немало!
Значит, это не конец,
Значит, только лишь - начало!

27.01.2005

Ольга Морина

Материалы Интернета



НОВОСТИ   ОБ АВТОРЕ   ТЕКСТЫ   ФОТО   ПРЕССА   ПАРАРЕАЛИЗМ      English version  /  Русская версия


© Строганов Александр, драматург: пьесы, драматургия, произведения для постановки в театре. Сайт драматурга Александра Строганова. Барнаул 2007-2012

e-mail: jazz200261@mail.ru
Телефоны: (3852) 34-36-19; 24-58-11; 8-913-215-22-18
Адрес: 656038, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 102А-21
Моя страница в Facebook