English version

Русская версия


Драматург А. Строганов А. Строганов
НОВОСТИ    ОБ АВТОРЕ    ТЕКСТЫ    ФОТО    ПРЕССА    ПАРАРЕАЛИЗМ

Главная / Пресса / Г. Заславский: Кстати о птичках, или "Орнитология" по-Строгановски

Григорий Заславский: Кстати о птичках, или "Орнитология" по-Строгановски

29 ноябрь 2007

Григорий Заславский

Пьеса Александра Строганова в "Другом театре"

Пьесе Александра Строганова "Орнитология" не на шутку повезло. Только в Москве ее ставили уже не однажды, и каждая новая попытка неизбежно заканчивалась провалом. Режиссера Владимира Агеева это не остановило, и вот в "Другом театре" вышла очередная "Орнитология". Трудно в это поверить, но успех налицо.

Первый раз об "Орнитологии" и о Строганове заговорили лет 10 назад: один из помощников Олега Ефремова говорил о нем самом и о его пьесе как о ком-то и о чем-то необыкновенном: врач из Саратова или из еще более далекой провинции, то ли пьющий, то ли наоборот - излечивающий от запоев… Пьесу написал - гениальную, настоящий шедевр. Ставить пригласили Александра Дзекуна, который - на сей раз точно из Саратова - только что приехал в Москву, репетиции МХАТе шли долго и сложно, премьеру назначили, но так и не выпустили.

С учетом нынешнего успеха Агеева вполне можно назвать теперь первооткрывателем "Орнитологии", а спектакль "Другого театра" - московской премьерой пьесы.

Тут надо сказать еще несколько слов: никакого такого "Другого театра" на самом деле нет. Эмблема есть, есть место, где они играют, а театра - нет. Есть театр "Квартет И", весь из себя комический, веселый, даже разухабистый, но поскольку в рядах его - люди по преимуществу серьезные, с грустными глазами, то удалого веселья им мало. И вот на сэкономленные деньги они решили делать что-нибудь еще. Другие - в старом анекдоте - немножечко шьют, а эти решили освободить небольшое пространство для "Другого театра". В частности, для "Орнитологии".

А что тут, собственно, другого? Публика приходит примерно та же, молодая, платежеспособная, отчасти - светская (на очередной премьерный спектакль пришли, к примеру, Олег Меньшиков и Ингеборга Дапкунайте). Жанр - не побоюсь громких слов - чрезвычайно комедийный (заметим в скобках, что Владимир Агеев смешное чувствует как, пожалуй, мало кто из нынешних режиссеров). И история - с перегибами, то есть совершенно в русле "здорового бреда", который несут со сцены герои, скажем, "Дня выборов" "Квартета И".

Жанр "Орнитологии" определен как фантасмагория в двух действиях. Час сорок с антрактом - совершенно невероятная история с раздеваниями, с полетами, свадьбой... Пересказать сюжет почти невозможно. Можно, конечно, попытаться, начать с начала - мол, мужчина приходит в гости к даме. Ей 35, он лечит ее брата от алкоголизма, но в настоящий момент брата дома нет. Приглашение от сестры, красавицы, хоть и со странностями, бравый мужчина понимает как начало любовного приключения, начинает торопить события, но… "Любовь вечна!.. А вы всё спешите!.." - останавливает его Татьяна Павловна Зябких (Ирина Гринева). Да, она ведь художник, и восхищение ее картинами - непременный атрибут ухаживания, пускай и быстротечного, спринтерского, на что настраивается герой (Алексей Багдасаров). Гринева фантастически смешно и с чрезвычайным разнообразием играет мгновенные смены состояния - то есть смену игры, в которую, не зная, как ей лучше повернуться и что еще вообразить, играет экзальтированная художница. Пусть и несостоявшаяся. Каждое новое состояние она пытается закрепить, удержать, но новая фантазия тащит ее вперед и вперед. В конце концов она удаляется, чтобы поразить своего гостя каким-то невероятным нарядом, и выходит, полуобнаженная, с крыльями вместо рук. Спустя мгновение она освобождается и от этого странного птичьего реквизита.

Начинается вторая, совершенно абсурдная, отчасти даже страшная половина истории. Для героя уж точно это - другая игра и другой театр. Появляется брат, орнитолог (Александр Усов), который без труда взлетает, буквально вспархивает на подоконник, на стул и на стол, как акробат или вправду - как птица. Ах, почему люди не летают?.. Нет, это - не его вопрос. Он, мы же видим, летает. И других заставляет…

Неудачливого, как теперь становится ясно, любовника, угрожая ему пистолетом, он заставляет жениться на своей сестре, объявляет какую-то птичью свадьбу… В общем, бред. Рассказывать дальше нет смысла, хотя удовольствие и здесь не заканчивается. Длинноты имеются, но какой же талант у нас умеет быть кратким?!

Бесстрашная, на грани фола, игра. При всем уморительном характере представления (особенно первой его половины) - чрезвычайно прихотливая режиссура, в которой успех - плод тонкой и точной настройки.



НОВОСТИ   ОБ АВТОРЕ   ТЕКСТЫ   ФОТО   ПРЕССА   ПАРАРЕАЛИЗМ      English version  /  Русская версия


© Строганов Александр, драматург: пьесы, драматургия, произведения для постановки в театре. Сайт драматурга Александра Строганова. Барнаул 2007-2012

e-mail: jazz200261@mail.ru
Телефоны: (3852) 34-36-19; 24-58-11; 8-913-215-22-18
Адрес: 656038, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 102А-21
Моя страница в Facebook