English version

Русская версия


Драматург А. Строганов А. Строганов
НОВОСТИ    ОБ АВТОРЕ    ТЕКСТЫ    ФОТО    ПРЕССА    ПАРАРЕАЛИЗМ

Главная / Пресса / Холостой выстрел Треплева

Холостой выстрел Треплева

Елизавета Трусевич

Источник: "Парламентская газета"
№ 1399 за 13 февраля 2004

Пьесы Чехова ставят во всех театрах мира, ставят пьесы о Чехове и пьесы о его пьесах. И снимают фильмы. Как, например, недавно во Франции сделали кино по чеховской "Чайке", но об этом сначала догадались критики, а потом узнали зрители. Мир, как и во времена Антона Павловича, несовершенен.

Театр Луны Сергея Проханова показал новую премьеру по Чехову. Почти по Чехову. Спектакль называется музыкально и загадочно "Кода" (автор пьесы - А. Строганов). Но он не о музыкантах, а об актерах, которые собираются играть "Чайку". К слову, не всякой птице так повезло - быть не просто птицей, а эмблемой великого МХАТа.

Сюжет "Коды" прост и сложен одновременно. На берегу некогда чудесного озера (хотя некоторым персонажам драмы оно кажется болотом) живет очаровательная юная девушка Лялечка вместе с любимым, но престарелым мужем. Константин Гаврилович Бертенев - знаменитый театральный режиссер. Правда, все уже в прошлом. И вот в один прекрасный день он решает собрать старинных друзей-актеров, чтобы вспомнить и вновь пережить любимые страницы чеховской "Чайки". В новом, неожиданном прочтении. И тут спектакль приобретает удивительные черты. Когда реальность переплетается с вымыслом. Вымысел современных лицедеев и реальность чеховских персонажей. Актеры играют актеров. Поэтому все время невольно и сравниваешь героев "Коды" с героями "Чайки". В любом случае актеры одни и те же. И получается театр в театре. Зритель за один вечер видит и "Чайку", и закулисье "Чайки". А то, что происходит "за кулисами", и есть "Кода".

Все чеховские герои здесь современны и старомодны одновременно. В чем, конечно, большая заслуга художника по костюмам Анастасии Прохановой. Актеры одеты по-современному модно, по-богемному странно и по-чеховски старомодно.

Как и в "Чайке", в "Коде" есть два героя-антагониста. Треплев и Тригорин нашего времени. Бертенев и Расторгуев. Валентин Перкин играет Бертенева, что называется, на нерве, да так, что его герой и впрямь центральная фигура, вокруг которой вертится мир. Старый режиссер вдруг по-своему посмотрел на "Чайку" и не поверил, что Треплев застрелился. И вправду - ни в одной постановке никогда зритель не видел, как застрелился Треплев, а только слышал об этом. Но, кажется, кроме самого Бертенева никому нет никакого дела до всех этих тонкостей.

Спектакль спектаклем, а ведь рядом течет жизнь. И даже бурлит. Озеро (или болото?), чем-то напоминающее тарковско-лемовский Солярис, прекрасная девушка (хотя хитрая и глуповатая), живая чайка и возможность еще раз пообщаться со старыми друзьями (или врагами?). Все это сильно волнует Владлена Расторгуева - эмоционального, взрывного, подвижного. Эту роль играет Владимир Лаптев, заслуженный артист Эстонии и главный режиссер таллинского Молодежного театра, причем это его актерский дебют в Москве. И настолько блестящий, что его Расторгуев (который здесь всего лишь "один из №") становится вровень с Бертеневым. А между ними непременно Ляля-Лялечка (зажигательная Екатерина Партугимова) - очередная любимая молодая жена старого режиссера. Она - современная Нина Заречная. Однако в спектакле их две. Хорошенькая Ляля - это Заречная сейчас, а знаменитая актриса Полина Аркадьевна Труханова - много лет назад. И что важнее - красота или талант? Дружба или любовь? Герои "Коды" непременно жертвуют одним во имя другого.

Темы таланта, любви, дружбы актуальны во все времена. Хотя стандартный любовный треугольник в постановке Театра Луны временами становится квадратом, а потом превращается в куб. Внутренний код "Коды", заданный режиссером Сергеем Мезенцевым, настолько прост, насколько и запутан.

Как заметил великий Гуно, сценическое искусство подобно искусству портретиста - оно должно обрисовывать характеры. В спектакле и Бертенев, и Расторгуев вышли наиболее запоминающимися портретами. Впрочем, и другие полотна достойны лучших театральных галерей. Замечателен Ванюша Сучков в исполнении Анатолия Шаляпина (он будто тот самый Митька, которого когда-то сыграл Шаляпин в известном фильме "Тени исчезают в полдень", но только многие годы спустя). Весьма трогательным - и в любви, и в ревности, и в запое - в исполнении Юрия Чехова предстает перед зрителями Павел Блохин. Великолепны и женские роли. И заслуженная артистка Ингушетии Ирина Чипиженко, представляющая свою Полину Аркадьевну (все-таки это - отчество или переделанная фамилия?) Труханову то говорящим камнем Стоунхенджа, то молчаливым трепетным занавесом с вышитой чайкой. И Ирина Штраус, показавшая Светлану Корину истинной женщиной, легкомысленной и глубокой.

Все актеры без исключения играют очень эмоционально, ярко. Они пластичны и динамичны, так что действие держит зрителя в напряжении до самого конца, но не напрягая. Это про них Константин Сергеевич Станиславский сказал: "Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист." Театр в театре. Вся жизнь – театр. Особенно если это Театр Луны, в основе стиля которого всегда фантастический реализм.





НОВОСТИ   ОБ АВТОРЕ   ТЕКСТЫ   ФОТО   ПРЕССА   ПАРАРЕАЛИЗМ      English version  /  Русская версия


© Строганов Александр, драматург: пьесы, драматургия, произведения для постановки в театре. Сайт драматурга Александра Строганова. Барнаул 2007-2012

e-mail: jazz200261@mail.ru
Телефоны: (3852) 34-36-19; 24-58-11; 8-913-215-22-18
Адрес: 656038, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 102А-21
Моя страница в Facebook